Вт. Апр 23rd, 2024

Если очень внимательно перечитать Правила дорожного движения, выяснится, что в водительской среде существует множество мифов. Многие из них рождены самими работниками ГАИ.На днях один из знакомых пожаловался: работник ГАИ оштрафовал за неостановку перед пешеходным переходом, хотя пешеходы только начинали движение с противоположного края проезжей части и проехавший автомобиль никак не помешал переходить им дорогу. На что еще один собеседник посоветовал внимательно перечитать Правила дорожного движения, которые не требуют обязательной остановки в такой ситуации и впредь не способствовать укреплению дорожных мифов и не потакать незаконным требованиям работников ГАИ. После скрупулезного перечитывания ПДД оказалось: действительно миф. И он далеко не один.


ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ.

Правила надо знать. Это непреложная истина для всех участников дорожного движения. Вот только ситуацию, когда главный закон для водителя постоянно видоизменяется, нормальной никак не назовешь. После выхода очередных новых Правил дорожного движения Украины в 2002 году многим опытным водителям стало не по себе: рушились незыблемые устои безопасности движения. Сплошную (святая святых!) теперь можно пересекать, пусть и в строго определенных случаях, а обгоном считается только опережение с выездом на встречную. Да что там говорить: днепропетровский гаишник, остановивший меня за обгон (в трактовке старых Правил) на мосту, выслушав протест, искренне хлопнул себя по лбу и, отпуская, пробурчал что-то вроде: «Идиоты, понапридумывали…»
Подобная обстановка, когда трактовки Правил могут периодически меняться чуть ли не на противоположные, приводят к рождению специфических мифов, связанных с якобы действующими требованиями ПДД. Ошибаться в таких случаях не только опасно, но и материально очень невыгодно: работники ГАИ не преминут воспользоваться вашим заблуждением и с удовольствием оштрафуют. Какие заблуждения и мифы в ходу у водителей, мы узнавали сначала у специалистов, затем «тестировали» их на самих водителях. И, наконец, развенчиваем основные из них и даем советы по правильной трактовке знаков и ситуаций.

Экономь на штрафах

Пример ошибки в ПДД. Такая табличка, «Гололедица», распространяет действие знака (например, «Движение запрещено»), под которым размещена, «на зимний период времени». То, что гололед в Украине бывает и в октябре, водитель может лишь принять к сведению: понятие «зимний период» однозначно: с декабря по февраль и вышеуказанный знак будет действовать (по Правилам) исключительно в эти сроки. Поэтому если вас пытаются оштрафовать за въезд под знак (даже при наличии гололеда) в другое время, достаньте Правила и покажите формулировку под табличкой.



Будьте внимательны:
такой знак, «Место для разворота», одновременно ЗАПРЕЩАЕТ поворот налево!

Разрешение в запрете. Такой знак, «Поворот налево запрещен», наоборот, одновременно РАЗРЕШАЕТ разворот.



Трактуйте в свою пользу!
Этот знак, «Движение прямо», предписывает двигаться только в указанном направлении. Но поворачивать направо, во дворы, РАЗРЕШЕНО. Его отменяет перекресток, при чем выезды со дворов и прилегающих территорий, по Правилам, перекрестком НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Но, если соответствующих знаков нет, вы НЕ ОБЯЗАНЫ знать, что проехали не перекресток, а выезд с примыкающей территории и действие знака не закончилось! Это касается и других запрещающих и предписывающих знаков!



Не попадитесь!
Хотя знак и называется «Конец всех запретов и ограничений», однако отменяет действие ТОЛЬКО запрещающих знаков! Предписывающие (например, все тот же «Движение прямо») будут действовать до перекрестка!

Что не запрещено, то разрешено.


Если на перекрестке с несколькими полосами для движения вам понадобилось совершить перестроение – перестраивайтесь и никого не бойтесь: Правилами это не запрещено! А при попытке вас за это оштрафовать попросите показать запрет в ПДД. Естественно, наезжать на сплошные разделительные линии не следует.


Пешеход и переход. На нерегулируемом пешеходном переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходам, которые НАХОДЯТСЯ на переходе, для чего необходимо уменьшишь скорость и, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ, остановиться. Но Правила НЕ ОБЯЗЫВАЮТ обязательно останавливаться, если автомобиль не создает препятствие или опасность пешему участнику движения. И уж тем более уступать дорогу пешеходу, который не находится на самом переходе. Стоит возле перехода – и пусть стоит. Может, кого-то ждет.


Нет потерпевшего – нет и нарушения! Работники ГАИ любят формулировку «создание аварийной ситуации», которая подразумевает вынужденное изменение скорости или траектории движения другим участником движения в результате ваших действий. Однако адвокат Вадим Володарский утверждает, что наказание за такое нарушение подразумевает наличие потерпевшего. Если же в городской толчее вы слегка зазевались, а другой водитель вас, притормозив, пропустил, или благополучно объехал и умчался по своим делам – работник ГАИ не может вас наказать. «Нет пострадавшего – нет состава преступления». Спорьте, тем более, что за подобное нарушение предусмотрен не только штраф, но и лишение права управления на срок от 6 мес. до 1 года.

Ошибки в билетах – ошибки на дороге
Для того, чтобы выяснить причины зарождения мифов и ошибок в знании ПДД, мы опросили столичных преподавателей автошкол. И вот что узнали.
Причиной ошибок в трактовании дорожных знаков и дорожной ситуации многими водителями является периодическое «перелопачивание» ПДД во многих ключевых моментах и понятиях. Особенно это негативно сказывается на опытных водителях со значительным стажем. А документ, в который вносятся постоянные изменения, естественно, и сам не лишен ошибок.
Вторая проблема – экзаменационные билеты, по которым водители сначала проходят подготовку, а за тем сдают экзамен на знание ПДД. Во-первых, по каким-то причинам в стране отсутствуют задания единого образца: в некоторых регионах подготовка и экзамен проводятся по «Харьковским» билетам, в других – по «Киевским», в корне отличающимся друг от друга. Однако этого мало: существуют еще дополнительные региональные вариации на эти темы.
Во-вторых, когда билеты были разработаны и утверждены для приема экзаменов, они содержали около 30 ошибок в каждом из вариантов. Вот и проводилась подготовка к экзамену с оговорками: «По Правилам, верный ответ – «запрещается», но если вы так ответите на экзамене, компьютер засчитает ошибку, поэтому отвечайте «разрешается». Кто в такой ситуации не запутается? Постепенно ошибки исправлялись, но достоверная информация об этом часто приходила к преподавателям с опозданием. Снова – путаница! И даже на сегодняшний день экзаменационные задания все еще содержат по одной – две ошибки как в «Харьковском» варианте, так и в «Киевском». Иногда в различных вариантах билеты подразумевают прямо противоположные «правильные» ответы на одно и то же задание. А официальной информации, позволяющей уточнить исправление ошибок, на официальном сайте департамента ГАИ нет.

Пример типичной ошибки в «Харьковских» билетах. Для благополучной сдачи экзамена нужно заучить, что на данный вопрос необходимо ответить «Запрещается». Хорошо бы потом, получив права, вспомнить правильную трактовку: «Разрешается».

А это пример разногласий в различных вариантах экзаменационных вопросов. «Харьковские» билеты подразумевают как правильный ответ «Разрешается для посадки или высадки пассажиров», в то время как «Киевкие» такой ответ засчитывают как ошибку, и указан в качестве правильного ответа «Запрещается». Правы, конечно, «Харьковские» билеты.

Примеры отобраны и скопированы в точном соответствии с оригиналом («Экзаменационные билеты. Официальное издание», разрешено Департаментом ГАИ МВД Украины).

От автора. Кроме приведенных преподавателями примеров, мы нашли несколько несуразностей и самостоятельно: в некоторых случаях билеты пытаются оспорить физические законы мироздания, в некоторых — метаболизм человека и некоторые медицинские понятия. Например, во всех медицинских вопросах, связанных с оказанием первой помощи при ранении, внизу билета указано: «Перед оказанием помощи вымойте свои руки водой, спиртовым раствором или неэтилированным бензином!!!». Жаль только, авторы предостережения не поинтересовались, из чего состоит неэтилированный бензин. Все дело в том, что современная технология производства топлива подразумевает вместо тэтраэтила свинца использование монометиланилина, который являтся таким же ядом и мыть руки бензином КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. Во втором случае на вопрос «В каких случаях применяется анальгин» верным считается только ответ «При головной боли», а вариант «При головных болях и радикулите» засчитывается как ошибочный. Хотя опрошенные медики удивились: анальгин является общеобезбаливающим препаратом, и если под рукой нет специализированного медикамента, боль можно снять анальгином и в случае обострения радикулита. Третьей «медицинской» несуразностью является уже то, что в билетах стоят вопросы по рименению препаратов, давно отмененных для комплектации автоаптечки.

По поводу физики. Один из билетов содержит вопрос: «Центробежная сила во время поворота уменьшается… 1. При снижении скорости. 2. При уменьшении радиуса поворота». Верным считается только лишь первый ответ, при указании «Первый и второй вариант», по мнению авторов, вы ошибаетесь. Вместе со всеми физическими законами.

Наконец, в билетах существуют весьма опасные ошибки в вопросах, описывающих экстренные ситуации. Так, на вопрос «Что необходимо предпринять в случае бокового заноса в повороте» верным считается ответ «Отпустить педаль газа». Надеюсь, никому не нужно объяснять, что будет, если на переднеприводном автомобиле в повороте, да еще и во время начавшегося заноса, сбросить газ??? По всей вероятности, автор этого вопроса просто не подозревает, что автомобили бывают не только заднеприводными.

Очередные изменения
21 февраля с.г. постановлением Правительства № 263 внесены очередные дополнения в Правила дорожного движения (ПДД). Водителям автотранспорта и их пассажирам отныне запрещено загрязнять проезжую часть и полосу отчуждения автомобильных дорог, а также создавать своими действиями угрозу безопасности движения.
В соответствии с другими изменениями к ПДД, водитель не должен совершать действий, в результате которых могут быть повреждены автомобильные дороги и их составляющие, а также нанесен вред пользователям. Вместе с тем, установлено право владельца транспортного средства на безопасные и удобные условия для движения, на запрос относительно оперативной информации о дорожных условиях и направлениях движения. Водители могут сообщать дорожно-эксплуатационным организациям или Госавтоинспекции об обнаруженных фактах создания препятствий для дорожного движения.
Постановлением также внесен ряд изменений в Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденных КМУ в 1994 году.

От Redactor

Добавить комментарий