Ср. Апр 17th, 2024

Практически ни одна сфера деятельности человека не обходится без приспособлений, созданных на основе высоких технологий. И, надо признать, в подавляющем большинстве случаев это здорово облегчает нашу жизнь. В век информации и меняющихся почти со скоростью звука экономических, политических и социальных характеристик окружающей среды с помощью «умных» приборов обеспечиваются важнейшие сферы существования человека – работа, обучение, здоровье, безопасность. Именно с безопасностью связан очередной «акт заботы» власть предержащих
о населении нашей страны. На днях стало известно, что премьер-министр России Владимир Путин выступил с инициативой об оборудовании всех выпускаемых в РФ автомобилей комплексом «Эра ГЛОНАСС» для автоматического оповещения служб экстренного реагирования об аварии и вызове скорой помощи.

Специальный датчик, который будет находиться в подушке безопасности автомобиля, передаст сигнал на телефон вызова экстренных служб «112» в случае
срабатывания системы при ДТП. Для исключения ложных вызовов оператор свяжется с водителем. Если ответа от него не последует, то на место
происшествия (координаты которого также будут определяться автоматически) будет отправлена бригада службы экстренного реагирования. Предполагается,
что при использовании системы ГЛОНАСС время реагирования бригад скорой помощи и ГИБДД сократится примерно на 30 %, что позволит уменьшить тяжесть
последствий и смертность при ДТП. Возможно, испытания системы начнутся уже в текущем году. «Подопытными кроликами» станут такие регионы как
Татарстан, Москва и Подмосковье.

«Эра ГЛОНАСС» (Экстренное Реагирование на Аварии) будет функционировать на базе системы ГЛОНАСС – ГЛОбальной НАвигационной Спутниковой Системы, принцип действия которой аналогичен широко известной американской системе GPS. Комплекс «Эра ГЛОНАСС» будет представлять собой навигационные терминалы, устанавливаемые на автомобили, и соответствующую телекоммуникационную инфраструктуру, охватывающую всю территорию страны. В развитие
ГЛОНАСС в 2010-2011 годах планируется вложить 48 миллиардов рублей. Услуги операторов связи по вызову комплексом экстренных служб, по утверждению властей, будут предоставляться населению бесплатно. По оценкам Александра Гурко, генерального директора компании «Навигационные и информационные системы» (НИС), которая была назначена оператором системы ГЛОНАСС, комплект для оборудования автомобиля комплексом «Эра ГЛОНАСС» обойдется автолюбителям относительно недорого – в сумму от 1 до 3 тысяч рублей.
Аналогичные системы во многих странах существуют уже достаточно давно. И российские автомобилисты тоже не первый год пользуются подобным благом цивилизации: наличие система GPS в автомобиле – не редкость и давно уже не считается экзотикой для россиян. Надо ли, да и возможно ли вообще, практически насильно и в обязательном порядке на саждать это нововведение, меняя шило на мыло? Ведь те водители, кому это было нужно, уже давным-давно сами установили на своих автомобилях навигационные системы. А. Гурко считает, что техническая возможность оснастить все продаваемые на территории России автомобили навигационной системой есть. И это вполне реально сделать в самые кратчайшие сроки – уже к 2012 году. Но, помимо технических возможностей, наличие которых, кстати говоря, все же не так очевидно (в конструкцию автомобилей придется вносить изменения: как минимум, оснащать их в обязательном порядке подушками безопасности, которые, например, в отечественных автомобилях есть в заводской комплектации только у
некоторых модификаций «Приор» и «Калин»), встает вопрос о целесообразности обязательного оснащения автомобилей этим навигационным комплексом. Нужно ли абсолютно все машины оснащать этой системой?

Несколько утешить автолюбителей может то, что пока предложение об установке «Эра ГЛОНАСС» серьезно рассматривается только относительно водных транспортных средств, железнодорожных составов, а также автомобилей, используемых в качестве общественного транспорта и закупаемых для
государственных и муниципальных нужд. Однако в перспективе возможно подключение к системе ГЛОНАСС вообще всех автомобилей (в том числе остается открытым вопрос и об установке навигационных приборов на подержанные машины).
Что же мы имеем? Во-первых, хорошую саму по себе идею обеспечения безопасности на дорогах и повышения оперативности работы специальных служб (ГИБДД, МЧС и «скорой помощи») при ДТП. А во-вторых, довольно много недостатков ее внедрения, которые очевидны уже сейчас и которые обязательно выявятся при ее воплощении в жизнь. Вот только некоторые из них.
1.Планы уже к 2012 году оснастить все выпускаемые автомобили системой «Эра ГЛОНАСС», пожалуй, слишком амбициозны и самонадеянны и не так легки для осуществления, как это представляется властям (или как они это хотят представить населению). Слишком большой объем работ предстоит провести, прежде чем система сможет полноценно начать действовать хотя бы в тестовых зонах. Разработка нормативной базы, разработка, усовершенствование и внедрение
технологий, отработка взаимодействия ведомств и служб, создание диспетчерских пунктов и многое другое – все это, помимо больших денежных вливаний, требует и значительных затрат времени.

2. Подобный проект, если он будет требовать обязательного оснащения всех автомобилей системой «Эра ГЛОНАСС», будет противоречить Закону о защите прав потребителей. Согласно статье 16 вышеназванного закона, запрещается обуславливать приобретение одних товаров (в данном случае автомобиля) приобретением других (комплектом системы «Эра ГЛОНАСС»). Эта система будет не просто продвигаться на рынке, она будет практически навязываться всем
потенциальным покупателям автомобилей (а, возможно, и вообще всем собственникам машин). Кроме того, система, призванная способствовать снижению смертности и травматизма на дорогах, может служить и обычным «жучком», благодаря которому можно контролировать местонахождение и передвижение любого автомобиля, чем могут воспользоваться как спецслужбы для своих целей, так и недобросовестные граждане.
3. Внедрение этого проекта (впрочем, как и любого другого столь масштабного плана) – еще один способ «эффективно» освоить бюджетные деньги. Без коррупционной составляющей и так называемых «откатов» здесь вряд ли обойдется. Сюда же можно причислить и якобы бесплатность услуг по вызову к месту аварии служб помощи. Стоимость спутниковой связи достаточно велика (цены за связь «через космос», скорее всего, тоже будут «космическими»), и вряд ли можно надеяться на то, что постоянный «трафик» будет оплачиваться только за счет бюджета, который и так потратит на внедрение системы немаленькую сумму. С большой долей вероятности можно предположить, что либо услуга будет все-таки платной, либо как бы формально бесплатной, но ее стоимость включат в стоимость бензина, в величину транспортного налога или стоимость услуг сотовой связи и т.д.
4. В очередной раз снижения смертности на дорогах хотят достичь не за счет проверенных, простых и эффективных средств, таких как ремонт дорог, грамотная организация работы инспекторов ГИБДД и «скорой помощи», а экспериментируя с идеями, которые взяты у западных стран и перенесены в
российскую действительность. Это можно было бы воспринимать лишь позитивно, если не думать о том, что, как правило, такие «эксперименты» проводятся необднеобдуманно и сгоряча, без адаптации к нашим реалиям.
5. Повышение цен на автомобили. Это произойдет обязательно, несмотря на то что разработчики
устанавливать за свой счет, а для этого, помимо дополнительных расходов на комплектующие, потребуется и внести изменения в конструкцию автомобилей, системы уверяют, что удорожание себестоимости машины из-за установки комплекса «Эра ГЛОНАСС» не будет превышать 0,5 %. Автопроизводителям придется часть оборудования для навигационного комплекса
и немного изменить технологию сборки. И расходы эти, конечно, они переложат на плечи покупателей.

Источник

От Redactor

Добавить комментарий