Сб. Апр 20th, 2024
ДТП

GPS-навигации на Украине – начало большого путиСейчас, о GPS навигации не слышал разве что младенец. А может и слышал, да сказать пока не может. Все знают, что есть такой маленький приборчик на котором можно увидеть где ты находишься, который оптимально выберет маршрут следования из точки А в точку Б и не в коем случае не даст тебе заблудиться. Словом, имей Тесей GPS-навигатор, не понадобилась бы ему нить Ариадны, вместе с самой Ариадной и со всеми вытекающими отсюда последствиями — женитьбе на беглой дочери царя.
Несмотря на широкую известность GPS-навигации рискну предположить, что мало кто толком знает, как она работает. А ведь из знания принципа ее работы вытекает понимания ее возможностей и недостатков. Поэтому в общих чертах я его изложу.
Вокруг нашей планеты вращаются 24 спутников NavStar, входящие в систему GPS — Global Positioning System, что с английского означает — глобальная система позиционирования. Спутники принадлежат США, Каждый спутник непрерывно посылает на Землю цифровые коды, генерируемые специальным устройством, синхронизированным с атомными часами на спутнике. Проще говоря, со спутника на Землю передаются цифры: ноль, один, два, три и так далее и данные о самом спутнике (его номер, координаты, точное время отправки сигнала и другие параметры). Приемник ловит эти сигналы и по разности этих цифр и, зная с какого спутника они посланы, вычисляет свои географические координаты и высоту над уровнем моря. Эти данные процессор сравнивает с электронной картой, предварительно загруженной в память устройства. Поэтому владелец GPS-навигатора видит на дисплее изображение географической карты, на которой «привязана» «точка» — он сам со своим GPS-приемником.
Для определения своих координат приемник должен «видеть» или, если хотите, «слышать» не менее трех спутников. Чем больше спутников он «слышит» тем точнее он определяет свои координаты. Современные GPS-приемники могут обрабатывать информацию с 12 спутников и определять свое положение с точностью до 3 метров. Кстати и этим тоже (не считая несовершенства программного обеспечения и точности карт — на карте масштаба 1:100000 один миллиметр — это уже 100 метров!) объяснятся то, что иногда GPS-навигатор не сообщает вовремя о перекрестках, поворотах или вообще заводит не туда. Приемник «слышит» мало спутников, поэтому неточно определяет координаты. Например, если он «достает» только три спутника, то не понимает рельефа поверхности — для этого нужен сигнал минимум с четырех спутников.
Теперь, давайте пройдемся по терминологии. Тут уже упоминались GPS-приемники. Это электронные устройства, в которых имеется специальный модуль для приема сигналов со спутников. Если его функции этим и ограничиваются, то это GPS-модуль. Никакой карты он вам не покажет. Для этого его необходимо подключить к КПК или ноутбуку. Если же он может самостоятельно обрабатывать и отображать информацию, то это уже GPS-навигатор. В зависимости от предназначения, GPS-навигаторы бывают автомобильные, авиационные, морские, туристские, профессиональные геодезические. Также стоит упомянуть электронику со встроенным GPS-модулем: ноутбуки, КПК, сотовые телефоны, рации.
В этой статье речь пойдет об автомобильных GPS-навигаторах. В чем их отличие от остальных?
Первое — конструкция устройства. Чаще всего они представляют собой что-то похожее на маленький телевизор, который либо с помощью кронштейна крепится на «торпедо», либо подвешивается на солнцезащитный козырек, либо с помощью присоски крепится на панель приборов или лобовое стекло. Питание — от прикуривателя либо от собственного аккумулятора, либо можно задействовать оба варианта.
Бывают GPS-навигаторы штатно, на заводе устанавливаются на автомобиль, встраиваясь в его штатный бортовой компьютер.
Вторая отличительная особенность автомобильных GPS-навигаторов — «заточенность» именно на езду на автомобиле: мощный процессор, успевающий обрабатывать изменяющуюся информацию при езде автомобиля, голосовая подсказка, автоматическая прокладка маршрута. Насчет последней возможности мы остановимся подробнее чуть позднее.
На украинском рынке представлено много производителей такого оборудования: американские Garmin и Magellan, голландский TomTom, тайваньский Novogo. Цены колеблются от $300 до 700. Все зависит от таких факторов, как мощность процессора, поддержка трехмерного изображения, наличие сенсорного экрана, русификация меню, наличие встроенных карт. И, естественно, цена зависит от производителя. Тайванские на $50-100 дешевле.
Современные GPS-навигаторы могут:

* отображать текущее местоположения на карте;
* искать по адресу или названию объекта;
* автоматически прокладывать маршруты;
* подсказывать голосом во время движения по маршруту;
* пересчитывать маршрут, если Вы отклонились от намеченного пути;
* пересчитывать маршрут, если Вас не устраивает какой-либо его участок;
* отмечать и описывать интересующие Вас места на карте;
* записывать пройденный путь и отображать маршрут, например, «где я был вчера»;
* мгновенное изменять масштаб карты;
* воспроизводить музыку, видео, изображения;

Теперь, насчет карт. Ведь без этой компоненты GPS-навигатор — это просто красивая, но бесполезная игрушка. По сравнению с Западной Европой или с теми же Штатами, ситуация у нас хуже. На сегодняшний день можно говорить, что есть карта Украины, а также карты 14 областных центров с адресной частью по улицам: Киев, Донецк, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Симферополь, Николаев, Винница, Житомир, Запорожье, Львов, Полтава, Черкассы, Луганск, Чернигов. Все карты выполнены в масштабе 1:50000 или чтоб понятнее: в 1 мм экрана — 50 метров на местности. Но тут есть одно но. Если у Вас навигатор компании Garmin, то и карты необходимо приобретать этой же компании. А если EasyGo, то, соответственно, ее карты. Стоимость одной карты около $100. Но часто, если Вы покупаете GPS-навигатор у официального дилера, то кроме уже встроенной карты Украины можно закачать карты имеющихся украинских городов по стоимости $40-50 за штуку.
Легче обстоят дела с теми GPS-навигаторами, которые состоят из GPS-модулей, подключенных к КПК или ноутбуку. Существуют множество программ, которые учат компьютер понимать карту той или иной фирмы. Кроме того, существуют множество карт других фирм, которые прекрасно понимают КПК, причем как векторных, так и растровых. Вы спросите, в чем их отличие? Векторные карта — это программа, позволяющая компьютеру узнавать повороты, АЗС, стоянки и т.д. А также прокладывать маршрут.
Растровые карты — это отсканированные бумажные карты. Автоматическая прокладка маршрутов по таким картам невозможна — ни одна из таких карт не распознает, где показана дорога, где река, а где обрыв. Однако они имеют одно очень большое преимущество. Карту интересующей Вас местности можно сделать самому! Достаточно отсканировать нужную Вам топографическую карту и откалибровать, то есть указать программе координаты как минимум двух точек на карте (чем больше точек привязки и чем ближе они к краям карты, тем точнее она отображает Ваше местоположение) и можно отправляться в путь. Кроме того, Вы, при необходимости, можете воспользоваться любым, самым крупным масштабом!
Относительно автоматической прокладки маршрута. Это, конечно, замечательная функция. Но…но почему-то часто показывается не оптимальный маршрут. Но об этом ниже.
А уж совсем плохо на Украине владельцам GPS-систем, штатно встроенных в автомобиль. Там применяются карты компаний TeleAtlas и NAVTEQ. И, насколько известно автору, карт Украины от этих компаний нет. Поэтому у владельцев навороченных авто штатная система навигации представляет собой действительно просто игрушку. Другое дело, если владельцы этих мерсов и ауди решат посетить Западную Европу. Вот тут они в полной мере могут насладиться работой родной навигационной системы.
Хоть система GPS- навигации полностью американская, никакой абонентной платы за ее пользование не взимается — купив GPS-устройство, Вы все оплатили (это как по аналогии с телевизорами). Также отсутствует регистрация GPS-навигаторов.
Итак, краткое представление о GPS-навигации, ее возможностях Вы получили. Теперь от теории перейдем к практике. Вашему вниманию предлагается тест GPS-навигатора на базе КПК HP 2410 и GPS-приемника HOLUX. Программное обеспечение создано киевской компанией «Визиком» и имеет самую точную и подробную на сегодняшний день карту столицы.
Тест проводился на автомобиле Chevrolet Aveo хэтчбэк в городе Киеве.
Внешний вид: миниатюрный, элегантный черно-серебристый корпус приемника (вес 35 гр). Благодаря наличию Bluetooth его можно положить в бардачок (на качестве приема сигнала это не сказывается) и поддерживать связь с КПК, находящимся на специальной подставке на панели приборов автомобиля. Очень удобно!
Эксплуатация.
Из положительных моментов можно отметить:

* режим трехмерного слежения. При этом объекты вдоль трасс тоже прорисованы в 3D, что, конечно, добавляет карте наглядности.
* голосовое предупреждение поворота за 300 — 100 метров — времени достаточно, чтобы перестроиться;
* масштаб карт изменяется в зависимости от скорости.
* при выходе из режима навигации остается маршрут и можно глянуть его в уменьшенном масштабе — куда он тебя, в конце концов, приведет;
* если нет точного адреса, можно выбрать маршрут, указав точку на карте;
* литиевого аккумулятора хватает на 2-3 дня. Время непрерывной работы без подзарядки — 8 часов.
Отрицательные моменты:
* интерфейс программы оставляет желать лучшего: контекстные меню запутаны, а большое количество мелких недоработок может сбить с толку даже подготовленного пользователя. Карта содержит только улицы и дома — дополнительной информации нет;
* отклонение от маршрута приводит к постоянной перерисовке карты с разных углов обзора — легко дезориентироваться в самый ответственный момент.
* каждый раз при включении карты необходимо активировать работу GPS-модуля.
* программа КПК Оutlook закрывает окно навигации окном напоминания о встрече — не очень удобно при движении. При перезапуске маршрут сохраняется;
* не совсем адекватно подбирает маршрут. Например, с проспекта Мира на Петровку предлагает ехать через мост метро и т.д. — 15,3 км. Оптимальный же маршрут: по Перова и московский мост — 12,7 км по спидометру. Если поставить промежуточную точку на Ватутина, прокладывает маршрут нормально, правда расстояние пишет 13,6 км. Это объясняется тем, что программа просчитывает маршрут с учетом приоритетности больших дорог.
* в гаражах на соединении БВС и Шлихтера карта не поворачивает, вместо этого начинает боком двигаться стрелка. Приходится быстро приспосабливаться. Вообще на территории гаражей карта практически не вращается и поэтому вполне можно увидеть железнодорожные пути с другой стороны.
* если стоишь во дворе, программа непрерывно пересчитывает маршрут и постоянно об этом сообщает. Раздражает ужасно, приходится запускать непосредственно перед выездом, что не всегда удобно;

Правда, как сообщил разработчик, новый продукт компании — версия 3.1. учитывает все замечания, за исключением непрерывной работы при стоянке.
И в заключении. Как видим GPS-навигация еще «сырая». У автора до этого был авиационный GPS-навигатор, который, правда, уступал по своим функциям автомобильному собрату, но и работать с ним было проще.
Но все же, даже с этими недоработками GPS-навигация может у нас многое. И в принципе, человеку незнакомому с тем или иным городом поможет не заблудиться в нем. Другое дело с выбором оптимального маршрута.
Но, несомненно, за GPS-навигацией будущее. Разработают (куда денутся) более совершенные приемники, улучшится точность позиционирования и качество программного обеспечения. И, несомненно, появится качественные карты многих городов Украины, а не некоторых, как сейчас.
А мы и дальше будем освещать эту тему, тестировать другие GPS-навигаторы, стараясь найти наиболее оптимальный для наших условий.

Источник

От Redactor

Добавить комментарий