Безопасность на автомобильном транспорте определятся тремя основными факторами:
безопасностью участников движения,
безопасностью транспортных средств,
безопасностью среды.
Каждый из этих факторов характеризуется активной и пассивной безопасностями.
Под активной безопасностью водителя понимается комплекс мероприятий направленных на предотвращение ДТП путем всесторонней подготовки его к действиям в КДТС.
Под пассивной безопасностью понимается комплекс мероприятий направленный на снижение тяжести последствий ДТП. Система «В — А — С» должна быть максимально устойчива против ДТП. Сохранение жизни участникам движения — конечная цель активной и пассивной безопасностей. В случае исчерпания возможностей активной безопасности система « В — А — С » должна использовать свойства пассивной безопасности.
Основными элементами управления активной безопасностью водителя являются: профессиональный отбор и подбор, повышение мастерства управления автомобилем, работоспособность и дисциплинированность.
Сущность активной безопасности автомобиля — отсутствие внезапных отказов в выполнении маневра с заданным уровнем комфорта. Необходимо также учитывать соответствие тяговой и тормозной динамики автомобиля условиям среды.
Основной составляющей активной безопасности водителя автомобиля является профессиональное мастерство. Чем выше мастерство водителя, тем менее склонен он к ДТП, и наоборот. Техническое мастерство водителя, в общем, виде это сочетание навыков управлениям рулевым колесом, выбора наиболее безопасного способа торможения и разгона, выбора и реализации действий по переключению передач. В сложившейся практике, управление в дорожном движении осуществляется в результате наличия статистических данных за прошедший календарный год. После чего определяется управляющее воздействие и лишь затем минимум через год, прослеживается его эффективность.Система управления активной безопасностью водителя имеет целенаправленный характер Состояние безопасности движения в
основном зависит от состояния характеристик водителя — его способности выйти из КДТС. Отсюда вытекает главная проблема —
научить водителя способности выходить из КДТС за меньшее время обучения с наименьшими затратами. Как показывает практика, не
все водители справляются со своей основной функцией достаточно хорошо, так как допускают нарушения Правил дорожного движения
и совершают ДТП:
Целью деятельности водителя является обеспечение достижения автомобилем, пассажирами и грузом заданного пункта в течение заданного времени. Действия водителя по управлению автомобилем, в том числе и в КДТС, в реальных условиях дорожного движения являются цепью элементарных операций, отличающихся друг от друга на разных уровнях (от начальных навыков манипулирования органами управления до высших сложно-координационных навыков) различной степенью регуляции всех составляющих.
Основной функцией, определяющей результаты деятельности рдителя, является безопасное управление автомобилем. Водитель Находится в самой сложной, с точки зрения переработки информации, системе в которой он должен принимать множество самостоятельных решений. Поведение водителя является по существу функцией условий, в которых он работает и анализ его поведения весьма затруднителен. Такие характеристики водителя, как способность к обучению, тренировка, способность распознавать ДТС, все еще ждут своей математической интерпретации. В каждый бесконечно малый отрезок времени водитель концентрирует свое внимание только на одном из множества элементов дорожной обстановки, и выбор этот происходит по критерию безопасности движения.
ДТП — это событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее материальный ущерб, ранение или гибель участников движения.
Не надо путать ДТП с аварией. Авария — это выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины и т.п. во время работы, Движения. Нетрудно заметить, что существенным отличием этих понятий является ранение или гибель участников движения. Однако,взрыв стационарного парового котла может поивести к ранению
или гибели работников предприятия, но это не ДТП, а авария
нет механического транспортного средства. ДТП подразделяют на следующие виды:
1. столкновение;
2. опрокидывание;
3. наезд на стоящее транспортное средство (ТС);
4. наезд на пешехода;
5. наезд на препятствие;
6. наезд на велосипедиста;
7. наезд на гужевой транспорт;
8. наезд на животных;
9. падение;
10. прочие происшествия;
Исходя из определения ДТП, последствиями явлются: материальный ущерб, ранение или гибель участников движения.
Естественно, чем меньше эти составляющие, тем меньше тяжесть последствий от ДТП. При ранении различают закрытые и открытые повреждения. К закрытым повреждениям относятся те,при которых отсутствует нарушения целости наружных покровов. К открытым повреждениям относятся те, при которых имеется определенная степень нарушения целости наружных покровов. Повреждениями человека являются: ушиб, растяжение и разрывы связок, вывихи, синдром сдавления, переломы костей, повреждения головы, закрытые переломы костей черепа), повреждения глаз, уха, носа, горла, позвоночника, шеи, грудной клетки, ребер и т.д.
Переезд, сжатие и столкновение — вот основной характер возникновения ранений в ДТП. Травмы наносят не только автомобили, но и элементы дороги. Ранения в таких случаях разнообразны, сложны. Очень специфичны раны пешеходов, сбитых автомобилем. Естественно тяжесть травмы в первую очередь определяется скоростью автомобиля. Необходимо заметить, что более 60% всех травм приходится на вторичный удар — падение пешехода на дорогу. В данном случае умение падать, перекатываясь,намного уменьшает тяжесть травм вследствие распределения ударной нагрузки на большую часть тела. Наибольшее число травм
человек, находящийся в автомобиле получает при ударе о двери, рулевое колесо. Анализ случаев со смертельным исходом показал,
что 52% из них по причине деформации кузова и 46% из-за удара пассажира о внутреннюю часть автомобиля. Необходимо знать, что
при езде со скоростью более 50 км в час при наезде на пешехода у него минимум будут переломы костей. Травма от удара капотом
являются очень тяжелыми. В определенных ситуациях от удара капотом пешеход подбрасывается вверх, а при повторном ударе о
дорогу травмирует в основном голову. Необходимо помнить, что повреждения головного покрова и контузии более опасны, чем
повреждения черепа. При ударе по голове мозг смещается и вследствие этого нарушение его функционирование. На повреждения
человека оказывают: его вес, возраст, рост, пол человека, скорость и характер столкновения, массы автомобилей, использование ремней
безопасности, наличие безопасной рулевой колонки, квалификация водителя. При столкновениях люди малых габаритов (маленькие
Дети) могут оказаться в более тяжелых ситуациях.
Основная причина получения тяжелых и смертельных травм это удары о рулевую колонку и переднюю панель. Особую опасность представляет ветровое стекло. Использование ремней безопасности снижает процент тяжести ДТП наполовину. Среди водителей и пассажиров, не пользующихся ремнями безопасности, получают ранения 46,3% и гибнут 3%. Для пристегнутых ремнями эти величины составляют 19,2% и 0,8%. Эту истину многие не знают, а из тех лиц кто знает, не всегда надевают ремень безопасности. Пожелание надевать ремень безопасности относится к начинающим и опытным водителям.
Тяжесть травм зависит от расположения места на котором сидит человек в салоне автомобиля. Чем больше элементов автомобиля, о которые он может удариться, тем больше вероятность получить травму. Исходя из этого, самыми опасными местами в автомобиле являются передние, т.е. водителя и пассажира сидящего рядом с ним.Опасность размещения человека в автомобиле зависит в основном от вида ДТП и его особенностей. Например, столкновение может быть лобовым, боковым, касательным, задним.
Удары могут быть прямыми, косыми, эксцентричными. Необходимо учитывать что водитель имеет возможность избежать удара или уменьшить тяжесть
своей травмы путем изменения своего положения в автомобиле с помощью рулевого колеса. Известно немало случаев, когда водитель,
избегая прямого удара (на себя) инстинктивно подставляет под него пассажира сидящего рядом. Об этом всегда должен помнить сидящий
с водителем пассажир. Если есть возможность сесть на заднее место около дверей, садитесь! Пусть место рядом с водителем пустует! Самое опасное столкновение — удар в бок; при высокой скорости обоих автомобилей лобовой удар опасней. В четырехместном автомобиле, согласно данным мировой статистики, наиболее опасное место около водителя. В пятиместном автомобиле-около водителя и посередине заднего сиденья.Особое значение имеет толерантность человека. Толерантность способность организма переносить неблагоприятное влияние ударов, перегрузов, как в момент ДТП, так и после него. Существует определенные пределы толерантности у различных людей. Они определяются: физической подготовкой, возрастом, состоянием организма в целом, генетическими особенностями. Например, уровень толерантности костей лица равен 4 КН , в течение 3 мс. человека можно рассматривать как сочетание механической и биологической системы. Механическая система в основном служит для передвижения;Биологическая система предназначена для жизнедеятельности человека. Особую роль необходимо отметить, психологию человека, его реакциям на различные внешние сигналы. Сотрясение мозга при линейном замедлении движения головы находится в пределах 200-300 g. Где g — ускорение силы тяжести равное — 9,8 м/с2. Здесь уместно отметить, что удар головой о двухслойное ветровое стекло в полтора раза чаще приводит к трясению головного мозга, чем при ударе об однослойное. Удары в височную и теменную области головы наиболее опасны. В качестве допустимого уровня повреждения головы является скорость движения автомобиля от 30 до 40 км/час. Вот именно поэтому в местах скопления людей и, в случае, когда дорога не позволяет безопасно ехать по ней со скоростью более 30-40 км/час, устанавливают соответствующий дорожный знак. В ДТП на голову приходится более 70% травм! Повреждения головы являются основной причиной смертельных случаев. Второе место после травм головы к смертельному исходу приводят повреждения грудной клетки и внутренних органов в ней. Необходимо помнить, что травмы сердца и крупных сосудов при ДТП происходит без выраженных клинических признаков и часто пропускаются при обследовании.
Общая длительность процесса ДТП и движение пострадавшего вперед во время столкновения составляет от I до 3 тысячных секунды. Перегрузки же действуют еще меньшее время. При ударе сзади головы лиц, сидящих в салоне автомобиля по отношению к спинке сиденья, оказываются опрокинутыми назад. Это происходит вследствие того, что сиденье от удара перемещается вперед, а голова практически остается в первоначальном положении. В результате происходит перелом костей основания черепа, шейных позвонков, особенно первого.особенно первого. Для того, чтобы голова не оставалась в первона-чальном положении, а двигалась с одним и тем же ускорением что и все тело ей нужна опора. Такой опорой является подголовник. Ввиду того, что задняя часть автомобиля слабо поглощает энергию удара при малых скоростях, опасными здесь являются скорости 20-40 км/час. Ошибочно представление многих водителей о том, что во всех случаях во избежание удара «лоб в лоб» лучше использовать известное золотое правило «От удара уходи вправо». Да, мелкий кустарник, песок, сугроб, кювет и т. д. неопасны и отлично гасят скорость. А если вправо от Вас стена дома, бетонные столбы, опоры линии электропередач или деревья в обхват руками? Что делать? Безопаснее свести лобовой удар на касательный, чем произвести наезд на неподвижное препятствие.
Почему? Потому, что встречный автомобиль является демпфером и поглощает в себе, за счет деформации часть энергии Вашего автомобиля. Однако это справедливо в случае, если масса и скорость Вашего автомобиля больше встречного. Кинетическая энергия Движущегося автомобиля при столкновении превращается в работы Деформации остова и узлом автомобиля. При переходе от встречного удара в касательный, сила удара уменьшается за счет эксцентпи перемещения автомобилей на большее расстояние, по отноше Г° друг к другу. Во время прохождения этого расстояния происходит ограничение усилий действующих на водителя и пассажиров в течение тысячных долей секунды после удара.
Немалое значение на последствия ДТП влияет факт закрытия дверей на защелки. Известно, что в более чем 10% ДТП лиц сидящих в салоне автомобиля выбрасывало на дорогу, и они получали тяжелые травмы, в основном со смертельным исходом.
Статистика ДТП позволяет определить следующие причине их возникновения:
— нарушения участниками дорожного движения Правил дорожного движения;
— недостаточная теоретическая подготовленность;
— недостаточный опыт управления автомобилем;
— невнимательность;
— самонадеятельность;
— недостаточная организация движения;
— технические неисправности;
— неудовлетворительные дорожные условия; -недостатки в обустройстве дорог, их состояние;
— неправильное расположение и крепление груза;
— грубые нарушения дисциплины водителями (нетрезвое состояние во время движения и др.).
Если рассматривать нарушения Правил дорожного движения, то основными являются:
— превышение скорости;
— нарушение правил обгона;
— несоблюдение дистанции;
— несоблюдение очерёдности проезда;
— управление транспортом в нетрезвом состоянии;
— эксплуатация технически неисправного транспорта.
Наиболее опасными техническими неисправностями автомобиля являются: тормозной системы (до 30%), рулевого управления (до 15%), освещения и сигнализации (до 25%).