Пт. Апр 19th, 2024

Слово ‘минивэн’ — стопроцентный американизм эпохи экономического спада. Но это отнюдь не значит, что американцам заодно принадлежат и авторские права на весь класс легковых автомобилей повышенной вместимости. Все начиналось не там и не тогда.

Все начиналось в Европе времен Первой мировой войны, в период бурного становления авиации. Аэродинамика как наука выходила ‘в народ’, и автомобилестроители пытались наладить с ней первый контакт. Тогдашние экспериментальные автомобили походили на сухопутные дирижабли или кабины бомбардировщиков. Таков был и революционный Rumpler 1921 года, созданный немецким авиаконструктором Эдмундом Румплером. Первая в мире мелкосерийная, но все же серийная, машина обтекаемой формы имела двухобъемный кузов с расположенным позади моторным отсеком. Когда много десятилетий спустя Rumpler любопытства ради загнали в аэродинамическую трубу концерна Volkswagen, инженеры были в шоке: коэффициент лобового сопротивления Сd машины оказался равен 0.28! Для справки: у новейшего Audi A8 этот показатель немногим лучше — 0.27. Впрочем, практического смысла в такой компоновке кузова в те времена никто не усмотрел. Зато в небогатой Италии пятидесятых идея маленькой машины с максимально возможной пассажировместимостью пришлась очень даже кстати. И в 1959 году здесь был представлен Fiat 600 Multipla конструктора Данте Джакозы — первый в мире серийный однообъемник. При длине три с половиной метра Multipla могла перевозить до шести человек. Крохотный 600-кубовый моторчик мощностью 21 л.с. располагался сзади. По той же схеме был построен отечественный прототип НАМИ ‘Белка’, который, однако, дальнейшего развития не получил. Равно как и Multipla — в оправившейся после войны Италии подобные малютки стали не нужны. Тема однообъемных машин вновь была предана забвению. Поэтому никто и не воспринял всерьез концепт Lancia Megagamma, представленный весной 1978 года на туринском автосалоне.

Ну да, однообъемный автомобиль модной клиновидной формы. Да, построен именитым ателье ItalDesign SpA под руководством Джорджетто Джуджаро. И что? А ведь именно Megagamma стала предвестницей третьего, триумфального пришествия минивэнов. Так получилось, что этот тип автомобилей был практически одновременно переизобретен в трех частях света. В одном случае его появление стало результатом борьбы за бесценное жизненное пространство, во втором — погони за деньгами, в третьем — желания произвести фурор и прославить нацию. Пионерами стали японцы, которые уже тогда задыхались в тесноте мегаполисов. В 1981 году на внутренний рынок поступила модель Nissan Prairie, а год спустя дебютировал Mitsubishi Chariot, на экспорт поставлявшийся как Space Wagon. Оба автомобиля имели двухобъемную компоновку с высокой крышей и выраженным моторным отсеком. Но у Prairie были сдвижные задние двери, а у Chariot — обычные, распашные. Некоторое время специалисты даже выделяли ‘чистокровные минивэны’ (со сдвижными дверями) и универсалы повышенной вместимости, или УПВ (с распашными). В конце семидесятых марка Dodge корпорации Chrysler контролировала 45% американского рынка микроавтобусов и фургонов. В то же время Chrysler слабо вы-ступал в секторе полноразмерных семейных универсалов. И в 1977 году здесь началась работа над секретным проектом Т115, в итоге ‘съевшим’ 700 миллионов ‘тех’ долларов. Но ‘съевшим’ отнюдь не зря: представленная в 1983 году ‘парочка’ Dodge Caravan/Plymouth Voyager дизайна Нила Уоллинга буквально взорвала рынок. Более того, она спасла Chrysler от маячившего на горизонте финансового краха. Только в первый год производства было продано 210 000 этих машин! А в Европе технический директор компании Matra Филипп Гедон носился со своим проектом эффектного однообъемника. Сначала его отвергли менеджеры Peugeot, потом ‘зарубили’ на Citroёn. Отчаявшийся Гедон направился прямиком в правительство с прямой угрозой продать чертежи иностранцам. Правительство, владевшее тогда компанией Renault, дало проекту зеленый свет. Результатом стал Renault Espace 1984 года c кузовом работы Антуана Воланэ. Минуло двадцать лет. Минивэны эволюционировали и плодились, породив новые жизненные формы — компактвэны, микровэны, многофункциональные машины типа Peugeot Partner. Яркими метеорами мимо нас пронеслись стеклопластиковый Pontiac Trans Sport, центральномоторная Toyota Estima/Previa, внедорожный Renault Scenic RX4, ураганный Opel Zafira OPC: Несомненно, что и новейший Mitsubishi Grandis станет достойным представителем этой категории универсальных транспортных средств начала XXI века.

От Redactor

Добавить комментарий