Чт. Апр 18th, 2024


Системы Start&Stop получают все большее распространение. Как они работают и действительно ли позволяют экономить?
Эксперты делают ставку на успех систем Start&Stop, автоматически глушащих мотор при остановках и вновь запускающих его, как только нужно тронуться. Наверняка большую часть новых моделей штатно оснастят такой системой она недорогая, легко устанавливается, заметно снижает расход топлива и количество вредных выбросов. Кажется, это манна небесная для разработчиков, которым приходится подстраиваться под постоянно ужесточающиеся европейские экологические нормы. Но так ли эти системы выгодны для владельцев?

КОНКРЕТНАЯ ЭКОНОМИЯ
В городе расход снижается на 5-10%, так что моментальная экономия вполне ощутима. А недостатки сводятся к легкому ухудшению комфорта летом — во время остановок кондиционер перестает работать вместе с мотором (кстати, в очень жаркую погоду Start&Stop не функционирует).
За исключением гибридов, у которых ДВС тихо и быстро запускается с помощью электромотора, а также Smart и некоторых моделей Peugeot и Citroen у которых для этих целей используется специальный генератор, во всех остальных автомобилях для пуска двигателя применяется обычный стартер, правда усиленный. Функция Start&Stop «зашивается» в блок управления двигателем: если автомобиль стоит на месте, коробка передач в нейтрали, а сцепление отпущено, двигатель глушится. Когда водитель выжимает сцепление, чтобы включить передачу (или отпускает педаль тормоза на автомобилях с АКП), двигатель вновь запускается. Специальный датчик следит за уровнем заряда аккумулятора и отключает систему, если напряжение падает ниже безопасного уровня. Генератор автомобилей со Start&Stop также усилен — он должен поставлять больше энергии из-за частых пусков двигателя.
СЧЕТ БУДЕТ БОЛЬШЕ
До сих пор мы перечисляли детали, которые не предусматривают периодического обслуживания. Иное дело аккумулятор — несколько лет он служит верой и правдой, но потом перестает держать заряд Подлежит замене. И владельцы автомобилей с системой Start&Stop в момент расплаты будут неприятно удивлены аккумуляторы таких автомобилей сложное обычных: они
служат дольше, но стоят дороже.
На автомобилях с системой Start&Stop нельзя использовать обычный аккумулятор, пусть и увеличенной емкости. Он не в состоянии принять более высокий ток зарядки, поэтому и срок жизни его невелик. Достаточно сказать, что согласно исследованиям компании Exide (лидер по производству аккумуляторов в США) обычная батарея отказывает после 20 000-25 000 циклов, в то время как специальная держится до 60 000 циклов.
Ситуация еще критичнее в случае с автомобилями, имеющими интеллектуальное управление генератором, которое дает самый мощный заряд при замедлении и торможении: тогда аккумулятору приходится принимать очень высокий ток.

СТРУКТУРНЫЕ ТОНКОСТИ
При наличии системы Start&Stop используется два типа батарей: EFB (Enhanced flooded battery — усовершенствованная батарея с жидким электролитом) и AGM (Absorbed glass mat — с абсорбирующей стеклотканью).
У AGM более сложная структура. Его пластины не погружены в электролит он удерживается специальными сепараторами пластин, впитывающими прокладками из стеклоткани. Сам аккумулятор абсолютно герметичен, а газы. выделяющиеся при подзарядке, поглощаются в результате химической реакции, так что такую батарею можно размещать даже в салоне. Однако у AGM есть и минусы: они плохо переносят высокие температуры, поэтому их избегают устанавливать в моторный отсек. Либо заботятся об адекватной вентиляции — так сделано на MINI.

ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Аккумуляторы EFB пригодны для размещения под капотом автомобилей со Start&Stop не оборудованных интеллектуальной системой подзарядки (FIAT 500). Для моделей с системой управления генератором (как у BMW с пакетом Efficent Dynamics) необходима только AGM-батарея, способная принимать очень высокий ток заряда. У нее малое внутреннее сопротивление, которое достигается применением специальных сепараторов, решеток уменьшенной толщины и пластин особого состава. Кроме того, эта батарея более устойчива к вибрациям, поскольку отдельные ее элементы прессуются прежде, чем их помещают в оболочку. Что касается EFB, разработчики постоянно совершенствуют характеристики, увеличивая количество циклов заряда-разряда, но эти аккумуляторы еще не дотягивают до AGM по уровню восприятия тока зарядки.

ДОГОНЯЮЩАЯ МОДЕЛЬ
Аккумуляторы опять в центре внимания разработчиков. И хотя речь о свинцовых батареях, работающих по принципу, предложенному еще в 1859 году Гастоном Планте, они стали значительно сложнее. Некогда подзарядка была плевым делом, а сегодня нужно быть внимательным, чтобы избежать неполадок. И если в прошлом замена неисправной батареи не вызывала проблем, теперь без специальных знаний вы рискуете повредить различные блоки управления.
В некоторых случаях даже понадобится специальный диагностический тестер, чтобы «про информировать» автомобиль об установке нового аккумулятора. А чтобы гарантировать безупречную работу системы Start&Stop, возможно, понадобится оригинальный аккумулятор или модель, рекомендованная производителем. Ведь датчик, следящий за состоянием батареи, и контролирующая электроника были настроены на его характеристики.

Автомобили №2 (февраль 2011)

От Redactor

Добавить комментарий