Сб. Апр 20th, 2024
Турбокомпрессоры: мифы и реальность

Турбокомпрессоры: мифы и реальность
За счет использования турбин в конструкции двигателей производителям автомобилей удалось сделать моторы мощнее и экономичнее одновременно. Первые образцы надувных агрегатов отличались своей капризностью, требуя от автовладельцев повышенного внимания к своей эксплуатации. Водитель, перед тем как остановить турбомотор, должен был выждать некоторое время. Это требовалось для того, чтобы подшипники турбины могли хорошо смазаться моторным маслом после нагрузки. В то время выпускались сигнализации с турботаймерами, которые пользовались популярностью у автолюбителей. Данные устройства позволяли глушить двигатель спустя некоторое время после остановки транспортного средства.

В течение четырех десятилетий автопроизводители совершенствовали конструкцию турбированных агрегатов, повышая тем самым их надежность и удобство эксплуатации. Вместе с тем вокруг данных моторов рождалось много мифов, которые не имели ничего общего с действительным положением дел. Развеять выдуманные домыслы помогли специалисты известных автомобилестроительных компаний Ford и Volkswagen, обладающие многолетним опытом в области конструирования наддувных двигателей и их текущего технического обслуживания. Им было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей эксплуатации автомобилей с турбокомпрессорами.

1. Надо ли водителям транспортных средств с турбокомпрессорами выжидать пару минут после включения двигателя, а также и перед его глушением, для того, чтобы обеспечить смазку механизмов турбины моторным маслом?

  • Ford: Масло, смазывающее механизмы турбины, поступает из главного канала подачи моторного масла в двигатель. На моторах EcoBoost используются низкоинерционные турбины, способные мгновенно раскручиваться и также быстро останавливаться. Не последнюю роль в этом процессе играет новое моторное масло 5W-20. При этом данный горюче-смазочный материал не спасет от преждевременного износа подшипника турбокомпрессора, если водитель будет глушить двигатель, не дожидаясь его перехода на холостые обороты.
  • Volkswagen: Если в мотор залито оригинальное масло, полностью удовлетворяющее требованиям VW, то пуск холодного двигателя в зимнее время не сопровождается какими-либо специальными рекомендациями завода. Опытный водитель при отрицательных температурах воздуха не станет выжимать газ до упора, пока не прогреет двигатель автомобиля. К тому же турбина не способна на холостых оборотах двигателя выдавать полную мощность. Это конструктивное ограничение предусмотрено в большей степени с целью сохранения кривошипно-шатунной группы и поршней с цилиндрами, а не для того, чтобы сохранить турбину.

При остановке негласно рекомендуется давать время двигателю, хотя бы полминуты, для перехода со средних или высоких оборотов на холостой ход, чтобы не допустить «масляного голодания» турбокомпрессора. Обычно это требование нарушается водителями во время движения по автомагистрали и экстренной остановке около топливной заправки, встреченной на пути.

2. Правда, что моторы с турбокомпрессорами плохо переносят продолжительную езду на самых малых и самых высоких оборотах?

  • Volkswagen: Частично, правда. Однако вопрос не столько в турбине, сколько в общей конструкции двигателя. Современные моторы действительно «не любят» продолжительно работать на холостых оборотах. На высоких оборотах при больших нагрузках на продолжительность работы двигателя не накладываются какие-либо ограничения, по крайней мере, со стороны VW-группы. Работа некоторых систем (например, вентиляции картера) рассчитывается в зависимости от времени выработки всего объема топлива из топливного бака.

3. Надо ли заставлять турбину пару раз в неделю работать на пиковых оборотах? Некоторые считают, что это позволяет активизировать систему очистки наддува. Правда ли это?

  • Volkswagen: В двигателях VW не предусмотрено наличие системы очистки наддува. Хотя на дизелях с DPF (фильтрами-улавливателями сажи) такая система, конечно же, должна быть. Как видите, к турбокопрессорам система очистки никаким боком не относится. Это, опять-таки, особенности конструкции самих двигателей.

4. Правда ли, что на автомобилях с установленным турбокомпрессором при длительной работе двигателя на холостых оборотах происходит закоксовка турбины или, проще говоря, ее засорение? Имеется в виду маслоотводящая трубка и привод изменения геометрии турбины.

  • Ford: Все упирается в качество используемого автовладельцем дизеля. С увеличением количества сажи, остающейся на механизмах после сгорания топлива, повышается вероятность проблемы, поставленной в вопросе. В Европе с такими неполадками автолюбители не сталкиваются вообще, так как все топливо на рынке качественное.
  • Volkswagen: Засорение турбины вызывается состоянием других систем, которые необходимо тщательно дорабатывать, чтобы не запускались процессы «закоксовывания». Важно, как работает и в каком состоянии находится система вентиляции картера, воздушный фильтр, цилиндро-поршневая группа и др.

5. Какие советы можно дать водителям машин, оснащенных турбодизелем?

Volkswagen: Используйте только качественное топливо и следуйте рекомендациям, автопроизводителя.

6. Как обеспечить долголетнюю службу турбин и надувных моторов?

  •  Ford: Своевременное прохождение ТО обеспечит долголетие моторов с турбокомпрессорами.
  • Volkswagen: Секрет кроется в регулярном обслуживании силовой установки, а также использовании оригинальных «расходников» и запасных частей.

От Redactor

Добавить комментарий