Пт. Мар 29th, 2024
Эволюция охранных систем с двухсторонней связью.

 Эволюция охранных систем с двухсторонней связью.

С момента возникновения первых систем с двухсторонней связью прошел очень небольшой срок. Интенсивность их развития поражает как числом представленных на рынке моделей, так и функциональной насыщенностью. В данном обзоре представлены довольно разные модели. Часть из них хорошо известна и имеет прочные позиции у потребителя, другие же уступили свое место более совершенным моделям. Рассматривая эволюцию систем с двухсторонней связью, мы отметили как общие отличительные их характеристики, так и потребительскую значимость отдельных функций.

Брелоки двухсторонних систем
Брелок — видимая часть охранного «айсберга». Оценка его привлекательности и удобства использования сугубо индивидуальна, хотя именно внешний вид и комфортность в первую очередь оцениваются потребителем. У ряда систем стоимость брелока составляет около одной трети стоимости системы. За что же платит потребитель? В качестве оценки может выступать информативность брелока, которую мы будем характеризовать общим числом разных символов на дисплее и количеством команд управления. Наглядность пиктограмм на дисплее облегчает распознавание текущей ситуации и состояния охранной системы. Поэтому можно считать, что чем больше символов-пиктограмм (до разумных пределов), тем более информативен брелок. Что касается числа команд, оценка не столь однозначна. С одной стороны возможности управления с ростом числа команд растут. С другой стороны общеизвестно, что большая часть предусмотренных команд остается невостребованной. Можно сказать, что существует определенный оптимум количества команд, после которого становятся ощутимыми неудобства управления, поскольку водитель просто не помнит команды или должен отыскивать их в инструкциях. Этот предел составляет 8-12 команд, хотя повседневно используются обычно три-четыре.

Принципы формирования команд у двухсторонних систем не отличаются от обычных автосигнализаций. Те же комбинации коротких и длительных нажатий кнопок, одновременное и последовательное нажатие нескольких. Число команд в ряде современных сигнализаций достигает трех десятков, и их использование без письменных инструкций или памяток невозможно. В некоторых наиболее важные и часто используемые команды управления помещены в виде пиктограмм, постоянно находящихся на экране дисплея. Поэтому пользователю нет необходимости их запоминать. Выбираются они с помощью перемещения на них курсора, вследствие чего данный способ управления получил название курсорного.

Дальность действия систем
Двухсторонняя связь у систем без дистанционного запуска не привнесла принципиально новых команд управления. Почти все команды, как и в системах с односторонней связью, выполняются вблизи автомобиля. Исключением является (ради чего и применяют «двухсторонки») посылаемый водителем запрос о состоянии охранных зон машины и определение наличия связи между автомобилем и брелоком. У разных систем дальность действия связи в направлении от автомашины к брелоку и от брелока к машине неодинакова. При этом дальность передачи от автомобиля всегда больше (типовые значения от 300 до 1200 м). В результате, получив ответ от машины на посланный запрос, водитель однозначно определяет, находится ли он в зоне связи или нет. Подчеркнем, что для получения ответа надо послать запрос. Поскольку дальность действия зависит от состояния радиоэфира, то разработчики не всегда приводят ее значения в своих руководствах.

Потребитель также должен обратить внимание на возможность (или невозможность) выполнения инициированного автозапуска двигателя, если брелок не находится в зоне действия связи.

Потребительская значимость функций двухсторонних систем

Сегодня рынок двухсторонних систем разнообразен и потребитель имеет возможность выбора и сравнения. Функциональные возможности системы полностью согласованы с информационными свойствами брелока с ЖК-дисплеем. Базовая охранная система в ряде случаев выбирается или создается на уровне (или выше) лучших образцов охранных систем среднего класса. Учитывается потребительская ценность современных охранных свойств и сервисных функций. При анализе для краткости рассмотрения мы опустили некоторые базовые охранные функции, считая, что любая современная полноценная «двухсторонка» должна таковые иметь.

Вот, что можно отнести к стандартным функциям: режимы «Паника» и «Поиск», световые и звуковые сигналы подтверждения, светодиодную индикацию режимов и срабатываний, сигнализацию о срабатывании, выбор длительности сигналов на замки, подсветка экрана дисплея, индикация разряда батареи брелока, контроль нахождения в зоне связи, мониторинг состояния охраны и т.д. С целью же выявления различий между двухсторонними системами в приведенных таблицах указаны наиболее значимые, на наш взгляд, потребительские функции систем. К наиболее существенным охранным функциям отнесем наличие нескольких блокировок двигателя, выбор типов контактов реле блокировки, режимы «тихой охраны» и иммобилайзера, режим антиограбления, персональный код, увеличенное число зон охраны, режим охраны с работающим двигателем. Набор функций таблицы дополнен теми, которые определяют гибкость использования системы установщиком:

— раздельные входы двери и капота/багажника;

— положительный вход двери;

— вход дополнительного датчика;

— раздельные входы габаритов;

— выход подсветки салона;

— программирование сигналов выходов/входов;

— число дополнительных каналов управления.

Особенности реализации функций двухсторонних систем
Число блокировок и выбор типа контактов. Наличие только одной цепи блокировки признается сегодня недостаточным для защиты автомобиля. Потому половина рассмотренных систем имеет две цепи блокировки. А вот выбор типа контактов (нормально разомкнутых или замкнутых), необходимых зачастую для надежной охраны, предоставляют только две системы — Centurion XP и StarLine Twage. Тихая охрана. Показательно, что большинство систем имеют данный режим. Находясь вдали от машины, практически бессмысленно оставлять возможность подачи звукового сигнала тревоги. Вряд ли кто из прохожих встанет грудью на защиту чужого имущества. А обо всех воздействиях на автомобиль водителя оповестит брелок с ЖК-дисплеем.

Число зон охраны. Характеризует детальность обнаружения различных воздействий на автомобиль. Достигается тем, что в системе применяется несколько независимых концевых выключателей, отдельных для капота, багажника и дверей. Так, у StarLine Twage, Alligator 700RS и Tomahawk TW-9010 число охранных зон достигает семи.

Режим иммобилайзера. Используется почти половиной систем. Персональный код. Общеизвестно, что только персональный код обеспечивает реально безопасное экстренное отключение охраны без брелока (не доступное угонщикам). Правда, код нередко забывается водителем. Вот поэтому в ряде систем (Alligator S-700RS, Pantera SLK-500RS) предусматривается возможность отключения охраны кнопкой Valet. Впрочем, эти возможности не очень существенны для потребителя.

Обход штатного иммобилайзера. Поскольку современный автомобиль имеет штатную сигнализацию или иммобилайзер, то для обеспечения нормальной работы этих устройств и предусматривается их временное отключение при автозапуске двигателя. Характерно, что такая функция имеется в наличие почти у двух третей систем с дистанционным запуском.

Дистанционное включение/отключение служебного режима. Под дистанционным управлением служебным режимом будем понимать управление режимом только с брелока. Вынуждены подчеркнуть это условие, поскольку так называют и комбинированные способы управления, требующие помимо брелока еще и манипуляций с ключом зажигания (например, у систем Alligator S-700RS, Pantera SLK-500RS). Указанные системы по данной функции не получили зачет. Истинных «дистанционщиков» мы насчитали всего шесть (Tomahawk (все модели), StarLine Twage, Magicar II, Cenmax Start и Centurion XP). Отметим у систем Alligator дополнительное удобство в виде подачи предупредительного звукового сигнала сиреной при выключении зажигания, если включен служебный режим.

Временное отключение датчиков. Усовершенствованный режим позволяет отключать и вновь включать датчики и их зоны предупреждения в любой момент времени, когда система находится на охране. Только три сигнализации в данной категории подтвердили свой статус лидеров — StarLine Twage, Alligator S-700RS и Pantera SLK-500RS.

Включение охраны без брелока. Важная функция, хотя необходимость в ней возникает нечасто. Не понятно, почему разработчики, предусмотрев способ выключения охраны без брелока, не позаботились о том, как поставить на охрану без него, поскольку потребность в обеих функциях абсолютна одинакова. Тем не менее эта функция имеется лишь у Tomahawk и StarLine Twage.

Вызов водителя. Данная функция реализуется двумя способами. В первом из них (вызов снаружи) в антенный блок (пейджер) встроен датчик удара по стеклу. При легком постукивании снаружи по стеклу в районе установки датчика на брелок посылается сигнал вызова. Сигнал тревоги, естественно, не вырабатывается. Во втором способе (вызов внутри) в антенном блоке установлена кнопка, при нажатии которой посылается сигнал вызова. Имеются и разновидности, при которых датчик удара по стеклу, как и кнопка не встроены в антенный блок.

Сигнализация открытых дверей. При открывании любой из дверей габариты будут мигать в течение 10 сек. или до момента их закрывания. Несмотря на явные удобства, функция реализована только в системах StarLine Twage и Tomahawk.

Контроль температуры. В большинстве систем контроль температуры производится внутри салона, так как датчик температуры встроен в антенный или центральный блок, устанавливаемые в салоне. В случае использования внешнего температурного датчика и расположении его под капотом, можно определять температуру и в моторном отсеке (Centurion XP, Tomahawk TW-9010). Контроль температуры предусмотрен в 70% систем.

Режим «свободные руки». Не получил широкого распространения. Имеется у систем Boomerang, Magicar II, III и Tomahawk TW-9010.

Общие свойства систем с автозапуском

Обеспечение запуска двигателя:

— дистанционной командой с брелока при нахождении системы в режиме охраны;

— автоматически ежедневно в установленное время;

— автоматически периодически через заданные интервалы времени;

— автоматически при снижении температуры до установленного значения.

Обеспечение остановки двигателя:

— дистанционной текущей командой с брелока;

— автоматически по истечении заданного времени прогрева;

— автоматически при проникновении в автомобиль и срабатывании тревоги.

Ежедневный и периодический запуск осуществляется с помощью таймера системы. В частности, периодический запуск с интервалом 24 часа является и ежедневным. Как правило, число запусков ограничено восемью, реже тринадцатью.

Наиболее удобным является запуск по температуре, позволяющий уменьшить в принципе число запусков двигателя по сравнению с применением периодического запуска. Поэтому при наличии запуска по температуре, отсутствие периодического запуска является недостатком.

Ежедневный запуск двигателя. В системах предусмотрен один из двух способов установки времени запуска. В первом способе (с установкой времени) значение времени запуска программируется. Такую установку можно производить в любой момент времени, двигатель будет запущен в установленное время на следующие сутки (Сenturion XP, APS-1075R, StarLine Twage A8 и другие). В следующем способе (без установки времени) активация режима автозапуска должна производиться в текущий момент времени, в который на следующие сутки будет осуществлен автоматический запуск двигателя (T-REX, Scher-Khan Magicar II). C помощью таймера обратного отсчета на брелоке индицируется оставшееся до остановки время работы двигателя.

Режим кратковременной остановки (охрана с работающим двигателем). Позволяет оставить машину с работающим двигателем под охраной, но для обеспечения безопасности необходимо вынуть ключ из замка зажигания. Режим, по сути, близок к охране с работающим двигателем. Отличается от него тем, что режим кратковременной остановки продолжается ограниченное время (10-25 мин.), а охрана с работающим двигателем не имеет такого ограничения. Режимы используют 80% систем.

Функция турботаймера. Обеспечивает работу двигателя после выключения зажигания с целью облегчения температурного режима турбины. Фиксированный режим обладает постоянной длительностью работы. Интеллектуальный режим сокращает время работы двигателя на основе анализа числа оборотов холостого хода. В последнем случае экономится ресурс турбины. Режим используют 80% систем.

Диагностика неуспешного запуска. Очень важная функция. К сожалению, имеется лишь у половины рассмотренных систем. Так, например, у системы Alligator S-700RS диагностика может индицировать по светодиодному индикатору семь причин отключения двигателя.

Контроль (обучение) оборотов холостого хода. В ряде систем (Alligator S-700RS и StarLine Twage А8) производится контроль и запоминание значения оборотов холостого хода. При несоответствующем их значении двигатель будет остановлен.

Малозначащие или второстепенные функции
Блокировка кнопок пульта. Редкая и несущественная функция, использующаяся для временного отключения кнопок брелока во избежание последствий ненамеренного нажатия кнопок посторонними.

Прогрев аккумулятора перед запуском. Перед включением стартера автоматически на 10 сек. включаются лампы поворотов, давая небольшую нагрузку аккумулятору.

Быстрое отключение пассивной постановки охраны. Однократная отмена пассивной постановки в системе Alligator S-700RS путем включения/выключения зажигания.

Контроль концевых выключателей. При нормальном состоянии концевых выключателей открывание двери при выключенной охране вызывает мигание светодиода.

От admin

Добавить комментарий