Присоединяйся к группе VK "Пособие автомобилиста"

ГАИ. Враг или друг?

ГАИ. Враг или другЛюбой начинающий водитель долгое время не устает удивляться тому, как много нового в жизни ему приходится узнавать в связи с получением прав и приобретением автомобиля. Наличие автомобиля создает большие дополнительные возможности: теперь все рядом и расстояние в 10-15 километров уже не воспринимается как труднопреодолимое,в жизни открываются новые горизонты.


Однако в условиях современной действительности автомобиль не только дает возможность быстрее передвигаться, но и создает для его владельца немалое количество обязанностей, в том числе юридического характера. Водитель обязан зарегистрировать автомобиль, пройти государственный технический осмотр транспортного средства, заключить договор страхования гражданской ответственности, а также соблюдать все правила дорожного движения при управлении транспортным средством (а объем послед­них исчисляется сотнями пунктов, нарушение большинства из которых может повлечь серьезные последствия). Все названные обязанности как в Беларуси, так и во многих других странах мира выполняются не только в силу ответственности и разумности водителей, но также благодаря эффективному и всеобъемлющему контролю за соблюдением правил. Помимо ото го для надлежащей организации дорожного движения и обеспечения его безопасности требуются постоянный мониторинг состояния дорог, эффективности средств технического контроля, реагирование в случаях совершения дорожно-транс­портных происшествий, контроль за соблюдением правил перевозки опасных грузов, проведение разъяснительной работы и многое другое. Совершенно очевидно, что при отсутствии специализированной службы, которая обеспечит бесперебойное выполнение работы по указанным направлениям, аварийность на дорогах будет расти, приводя ко вес большему материальному ущербу и увеличивающемуся количеству человеческих жертв. В силу различных причин в большинстве стран, как и в Беларуси, данные функции выполняются подразделениями в составе Министерства внутренних дел (далее — МВД).

В соответствии с частью 2 пункта 4 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (е изменениями и дополнениями, далее — ПДД), формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований ПДД определяются МВД.

В свою очередь пунктом 1 Положения о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1851 (далее — Положение № 1851), предусмотрено, что государственный контроль в области дорожного движе­ния и обеспечения его безопасности осуществляет ГАИ МВД. Документом определен широкий перечень задач, функций, прав и обязанностей ГАИ.

Для того чтобы обеспечить выполнение участниками дорожного движения установленных обязанностей, ГАИ имеет право налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших наруше­ния. Отметим, что само по cебе наличие у ГАИ данного права представляется вполне разумным и обоснованным. Однако практически не найдется автомобилиста, который никогда не сталкивался или не слышал о не в полной мере взвешенном подходе некоторых сотрудников ГАИ, иногда допускающих формализм в своей работе.

Разумеется, некоторые могут предположить, что реагировать на случаи чересчур сурового или просто незаконного привлечения к ответственности стоит уже после того, когда это произошло, так как заранее ко всем случаям нельзя подготовиться, а по факту уже будет виднее, как поступить. Большинство автомобилистов со стажем с таким подходом категорически не согласятся.

Во-первых, несмотря на огромный перечень оснований привлечения к ответствен­ности, вполне возможно выделить группы наиболее типичных нарушений, за которые водителей штрафуют или лишают права управления транспортным средством.

Во-вторых, в случае необоснованного привлечения к ответственности и примене­ния чересчур суровой меры взыскания Вам в любом случае придется либо опровергать доводы инспектора, составившего протокол, в ходе рассмотрения дела по административному правонарушению, либо в последующем обжаловать Постановление по делу об административном правонарушении. И в том, и в другом случае Вам потребуется представить какие-либо доказательства, подтверждающие Вашу точку зрения.

В-третьих, такое последующее обжалование в большинстве случаев обойдется Вам в значительную трату времени и нервов по сравнению с оперативным разбирательством конфликтной ситуации на месте, если, в том числе благодаря и данному сайту, Вы юридически четко и недвусмысленно обоснуете свое мнение работникам ГАИ.

Именно поэтому представляется целесообразным рекомендовать Вам внимательно изучить излагаемые сведения, так как они позволят сэкономить немалую сумму денег, предназначающихся для штрафов.

Обращаю Ваше внимание: на данном сайте рассмотрены вопросы привлечения к админист­ративной ответственности, а случаи привлечения к уголовной ответственности приведены только в ограниченном объеме, так как при уголовном преследовании главная рекомендация — это поиск квалифицированного адвоката.

КРАТКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ.

Основания для привлечения автомобилистов к административной ответственности предусмотрены КоАП . Именно им устанавливаются конкретные размеры штрафов, а также определяются обстоятельства, смягчающие, отягча­ющие ответственность или освобождающие от нее. Однако Кодекс содержит чрезвычайно лаконичные формулировки норм и во многих случаях отсылает читателя к ПДД. К примеру, статьей 18.22 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, что, разумеется, требует детализации, осуществляемой обраще­нием к нормам ПДД.

В свою очередь ПДД, устанавливающие обязанности водителей, содержат большое количество отсылочных норм, которыми предусмотрено, что конкретизация содержания тех или иных обязанностей возлагается на определенные государственные органы, принимающие детальные инструкции или положения по каким-либо вопросам.

Также, на что указывалось выше, нормами ПДД далеко не полностью урегулированы вопросы взаимодействия водителей и работников ГАИ, что приводит к необходимости обращаться к текстам Постановлений Совета Министров Республики Беларусь или Постановлений МВД.

В дополнение к этому процедура выполнения работниками ГАИ определенных действий, связанных с привлечением к административной ответственности (изъятие водительского удостоверения, принудительная отбуксировка на охраняемую стоянку, осмотр автомобиля и т.д.), регулируется ПИКоАП.

Сотрудники ГАИ, выполняющие немало функций по обеспечению безопасности дорожного движения, наделены широкими полномочиями в отношении водителей, что в совокупности с большим количеством обязанностей, возлагаемых на водителей и зачастую ими не исполняемых, приводит к необходимости общения, лишенного при­ятности по крайней мере для одной из сторон. Итогом подобного общения очень часто является привлечение к административной ответственности за те или иные нарушения, выражающееся в наложении административного взыскания в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством на определенный срок.

Следует, однако, отметить, что во многих случаях привлечения к ответственности можно было и избежать, если бы водитель вел себя чуть осмотрительнее и осторожнее. Да и, что скрывать, не всегда и не все работники ГАИ надлежащим образом исполняют свои обязанности при привлечении к ответственности в установленном законом по­рядке. Кто из автовладельцев со стажем не сталкивался сам или просто не слышал о необоснованных штрафах за то или иное нарушение, о необъективном реагировании в случаях совершения дорожно-транспортных происшествий и т.д. И хотя стоит признать, что порядка в данной сфере стало значительно больше, все же говорить о том, что ве­роятность произвола сведена к нулю, еще преждевременно. Нельзя не упомянуть, что каждый подобный факт влечет за собой расставание с немалой суммой средств, чего, разумеется, не пришлось бы делать, знай водитель свои права в конкретной ситуации. В то же время в средствах массовой информации не так уж редки сообщения о преступ­лениях, совершенных злоумышленниками, действующими под видом работников ГАИ, что еще раз подтверждает необходимость быть каждому водителю начеку.

Большая часть автоводителей знает о вступлении с 1 марта 2007 года в силу нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее -КоАП, Кодекс), в соответствии с которым значительно увеличены максимальные раз­меры штрафов за нарушения в сфере безопасности дорожного движения. Однако стоит также отметить и не столь общеизвестный факт: вступление в силу с того же 1 марта 2007 года нового Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), которым существенно модер­низирован (фактически создан новый, хотя и заимствующий отдельные нормы ранее применявшегося акта законодательства) порядок рассмотрения дел по административным правонарушениям.

Таким образом, можно говорить о том, что с весны 2007 года действует практически новая система привлечения водителей к административной ответственности, о факте введения которой большинство хотя и знает, но ничего конкретного о ней не выяснило, кроме, возможно, получения общего представления о том, что штрафовать станут чаще и жестче. Справедливо ли такое, согласитесь, упрощенное представление?

Источник

Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *