Гидроудар. Не гоните волну!

Гидроудар. Не гоните волну!Глубокая лужа или не очень? Проедем? Легко! Итог такой самонадеянности – машина в центре глубокой ямы, заполненной мутной жижей, и владелец, суетящийся вокруг нее по колено в воде. И разрушенный двигатель, цена ремонта которого составит четырехзначную цифру в долларах США. Гидроудар – очень страшная вещь.


Представьте, вы едете по дороге в ливень и натыкаетесь на лужу. Хочется побыстрее добраться домой, и ничего не стоит убедить себя: глубина – всего-то пара сантиметров, другие тут проезжали, и со мной ничего не случится. Уверенно трогаетесь, но прямо посередине злополучной лужи двигатель глохнет, и автомобиль замирает. Вы пытаетесь запустить двигатель, но где там – никаких признаков жизни. Не будем заострять внимание на идиоматических выражениях, которыми вы огласите окрестности, когда, закатав брюки, покинете автомобиль, чтобы выйти на большую землю в поисках эвакуатора…

ЛУЖА ИЛИ БРОД?
Заполненная водой на несколько сантиметров впадина на дороге – это лужа. Брод словари определяют как место пересечения водного пространства, где глубина по пояс человеку или меньше. Для автомобилей предел еще ниже.

В сервисе механик объяснит, что в двигатель попала вода через воздухозаборник. При такте сжатия в цилиндрах оказалась она, а не смесь воздуха с парами топлива. Поскольку жидкость в отличие от газа не сжимается, вся нагрузка передалась на шатуны и коленвал, которые погнулись и частично разрушились.

ПОГРУЖЕНИЕ ПРИ СКОРОСТИ 15 КМ/Ч
Фото красноречиво говорят о разнице в преодолении брода глубиной 30 см на минимально возможной скорости без остановок и на более высокой скорости. Учтите, хватит и 15 км/ч, чтобы «напоить» двигатель буквально до смерти.

Неужели банальное скопление воды, именуемое лужей, могло создать такие проблемы? Может, воздухозаборник расположен слишком близко к земле? Чтобы ответить на эти вопросы, мы искупали три автомобиля на нашем новом отрезке для испытаний внедорожников на полигоне в Ваирано. Но прежде замерили минимальную высоту от земли до воздухозаборника у 15 разных машин. Разброс получился внушительный – от 50 до 85 см. Полметра от земли – уже немало. Если перевести на глубину лужи, значит, вода доходила бы до колена человека среднего роста. Хотя заметим: редкий чудак захочет преодолеть водное препятствие такой глубины на неподготовленной машине. Не стоит забывать – легковые автомобили не предназначены для преодоления бродов. У настоящих внедорожников в инструкции по эксплуатации всегда указывается максимальная безопасная глубина преодолеваемого брода без использования специальных устройств.

ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Если двигаться плавно, брод глубиной 30 см не доставляет проблем Lancia Musa. При буксировке автомобиля с заглушенным двигателем через несколько метров возникает волна, которая проникает в моторный отсек. Как бы то ни было, лучше поработать лоцманом перед форсированием.

Единственное исключение – Mini. В его руководстве по эксплуатации в соответствующем месте читаем: «30 см». Поскольку редакция получила несколько писем, в которых именно владельцы Mini рассказывали, как при форсировании рек и ручьев двигатель получил солидные повреждения, эта машина стала первым кандидатом на участие в нашем тесте. Второй кандидат – Ford Focus C-Max. О нем тоже приходилось слышать, что «плавает» неважнецки. Третьим стала Lancia Musa, чьи способности заниматься дайвингом ни у кого не вызывали сомнений.

СМЕЛОСТЬ ОБЕРНЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ
Ford C-Max преодолевает брод двумя способами. Худший – на высокой скорости (внизу) – не привел к поломке только потому, что заезды проходили с заглушенными моторами.

Мы заполнили ванну на нашем полигоне водой на 30 см, т.е. до центра колесных дисков, и попытались преодолеть брод двумя способами. Сначала следуя правилам преодоления водных преград, т.е. удерживая минимальную скорость, не останавливаясь и не отпуская педаль газа. Потом решили проехать на большей скорости. Но, чтобы избежать дорогостоящего ремонта, двигатели заглушили, а автомобили просто взяли на буксир.
Разное отношение к броду

НЕУЯЗВИМЫЕ ВНЕДОРОЖНИКИ

Расположение воздухозаборника и его высота от земли являются главными параметрами, определяющими способность преодолевать броды. К этой характеристике подходят очень внимательно при разработке внедорожников, для которых способность преодолевать броды определенной глубины является едва ли не обязательной эксплуатационной характеристикой. На обычных же автомобилях впускной тракт должен обеспечивать беспрепятственный поток воздуха и минимум шума при этом, а преодолению затопленных участков дороги внимания уделяют совсем немного. Это не значит, что воздухозаборник находится у самой земли – справа на этой странице показана высота воздухозаборников 15 различных моделей автомобилей. Как видно, наименьшая высота составляет 50 см, а наибольшая относится к внедорожникам и SUV. Помимо высоты от земли, не менее важно расположение воздухозаборника. Если он установлен сразу за радиаторной решеткой, на высокой скорости это поможет нагнетать больше воздуха, что положительно скажется на динамике. Зато при таком положении он наиболее подвержен попаданию воды. Если ее будет немного, за цилиндры можно не беспокоиться – на дне корпуса воздушного фильтра есть специальное дренажное отверстие. Необходимо напомнить, что впускной тракт может быть разным на одной и той же модели в зависимости от двигателя. Из трех тестируемых автомобилей такая ситуация сложилась у Lancia Musa – у версий с небольшим объемом двигателя воздушный фильтр расположен над двигателем, а воздухозаборник – на высоте 72 см от земли. У версии с двигателем 1,9 л Multijet фильтр расположен справа в моторном отсеке, а воздухозаборник – за бампером на высоте 50 см от земли.

Результаты получились впечатляющими. На минимальной скорости проблем не возникло, хотя двигатель и вошел в контакт с водой, а некоторые его части даже вымокли. После купания из автомобилей вылилось много воды, проникшей в скрытые полости кузова. Кстати, если придется пройти через такое приключение, обязательно проверьте исправность тормозной системы и электроники.
Как дышат двигатели

Все двигатели «дышат» через впускной тракт, который спроектирован так, чтобы обеспечить максимальную отдачу. Он должен гарантировать наилучшее наполнение цилиндров воздушнобензиновой смесью или просто воздухом (в случае бензиновых двигателей с непосредственным впрыском и дизелей), бесшумность работы и очищать воздух от пыли. В гоночных машинах, где ресурс и бесшумность работы двигателя не столь важны, впускной тракт построен по относительно простой схеме, но разработчикам обычных автомобилей приходится искать разумный компромисс между эффективностью, бесшумностью, расположением и стоимостью. Самая распространенная схема включает воздухозаборник, корпус воздушного фильтра, дроссельную заслонку (бензиновые двигатели) и впускной коллектор. К трубкам, соединяющим все эти части, нередко приделаны глухие цилиндрические выступы для снижения шумности работы, а во впускном коллекторе может быть установлен клапан, изменяющий направление потока воздуха в зависимости от режима работы двигателя, что гарантирует оптимальное наполнение цилиндров (так называемая изменяемая геометрия). В двигателях, оборудованных наддувом, впускной тракт построен по более сложной архитектуре, поскольку в него встроен компрессор и зачастую промежуточный охладитель. В этом случае воздуху приходится делать намного более длинный путь, прежде чем попасть в цилиндры. Самая сложная система получается на двигателях со смешанным турборежимом, когда присутствуют и турбина, и компрессор, как, например, у нового двигателя 1.4 FSI производства Volkswagen.

При резких маневрах в воде ситуация иная. Напомним, мы просто взяли автомобили на буксир и протащили их через ванну. Максимальная скорость прохождения – 15 км/ч. На обычной дороге это смехотворно, но при прохождении брода глубиной 30 см на этой скорости перед капотом образуется внушительная волна. Из-за волны первоначальная глубина брода выросла почти в три раза, и вода залила весь моторный отсек. В таких условиях даже высоко расположенный воздухозаборник, например у Lancia Musa (72 см от земли), глотает воду. Легко представить, что произошло бы, если бы двигатель работал, – силовой агрегат можно было бы отправлять в ремонт. Такой эффект возникает потому, что передняя часть автомобиля толкает воду вперед. Если вы едете медленно, вода просто обходит автомобиль. Но стоит случайно поддать газу, и перед машиной появится водяная стена, и риск хлебнуть воды почти 100-процентный. Если вода не достает до бампера, колеса эффектно разметут жидкость по сторонам. Но и тут радоваться рано: возникает опасность аквапланирования.

В общем, впредь будьте внимательнее с лужами – какие-то 30 см над уровнем грунта могут обернуться крупным счетом за ремонтные работы.

Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

MAXCACHE: 0.48MB/0.00024 sec