ГЛОНАСС-навигация уже на Приоре и Калине

ОАО «АвтоВАЗ» в среду на Московском международном автосалоне представило модели LADA Priora и Kalina со встроенной двухстандартной ГЛОНАСС-GPS навигационной системой.
Это первый проект масштабного использования ГЛОНАСС на потребительском рынке; до сих пор отечественная навигационная система применялась лишь в государственном и корпоративном секторе.
Серийное производство автомобилей со встроенной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS начнется в первом квартале 2011 года, а готовые автомобили должны появиться в продаже к середине года. Навигатор будет устанавливаться на модели LADA Priora (комплектации «Норма», «Люкс») и Kalina («Люкс», «Супер-Люкс»). При этом потребитель сможет выбирать, нужна ли ему эта опция.
Компания рассчитывает оснастить навигацией несколько десятков тысяч автомобилей обеих моделей в течение 2011-2012 года. Таким образом, речь идет отнюдь не о «поголовном» внедрении навигационной системы — в 2010-м «АвтоВАЗ» должен, согласно собственному плану, продать более 300 тысяч «Калин» и «Приор».

По информации «АвтоВАЗа», навигация удорожит автомобиль для конечного потребителя максимум на 12 тысяч рублей. Это относительно немного для встроенного в машину решения, но дороже большинства присутствующих на рынке устройств класса PND (персональных навигаторов), которые несколько проигрывают встроенным в удобстве использования.


«Пробок» не будет
Для навигации используются карты России производства российской компании «Навител» (адресный план для 1500 городов и населенных пунктов с детализацией вплоть «до дома», включая номера строений) и ее же программное обеспечение, доработанное «АвтоВАЗом». В частности, помимо стандартных 2D- и 3D-режимов отображения карты, предусмотрен минималистичный вариант, демонстрирующий лишь стрелку с указанием ближайшего маневра. Голосовые подсказки транслируются через аудиосистему автомобиля.

Навигационный модуль установлен в приборном отсеке, а антенна выведена на крышу автомобиля: это позволяет достичь более высокого качества приема, чем при использовании размещаемых в салоне PND-навигаторов и GPS-смартфонов.

Кроме того, использование в приемнике двух навигационных систем — ГЛОНАСС и GPS — должно увеличить надежность работы, особенно — в сложных условиях приема; например, на узких улицах, застроенных высотными зданиями. В подобной ситуации приемник может не получать сигнал от достаточного для определения координат числа навигационных спутников. Скажем, два видимых спутника системы GPS и один ГЛОНАСС уже позволяют вычислить положение приемника: GPS-аппарат в подобной ситуации окажется бессилен.

А вот отсутствие модуля GPRS-связи не позволяет системе получать актуальную информацию о затруднениях в движении на дорогах, хотя компания «Навител» поддерживает собственный «антипробочный» сервис, бесплатный для клиентов. «АвтоВАЗ» обещает возможность бесплатного обновления ПО и карт в течение трех лет с момента продажи автомобиля. Обновить карты можно будет как самостоятельно (на приборной панели для этого предусмотрен USB-разъем), так и в центре техобслуживания.

Между тахометром и спидометром
Дисплей навигатора диагональю 4,3 дюйма (вертикальной ориентации) располагается непосредственно перед водителем, между приборами. На тот же дисплей (нечувствительный к прикосновениям) помимо навигационной информации выводятся также данные маршрутного компьютера. Для управления навигационной системой используется правый подрулевой переключатель, работающий как четырехпозиционный джойстик, он же отвечает за ввод адреса с помощью экранной клавиатуры. Во время движения ввод адреса из соображений безопасности отключен.

Навигатор построен на чипсете архитектуры ARM9 и операционной системе Windows CE .NET. Система использует навигационный модуль ЗАО КБ «Навис» — компании, контролирующей большую часть рынка ГЛОНАСС-чипсетов. Правда, речь идет о модуле не последнего поколения (NV08C, который начнет производиться в конце текущего года в Японии, его характеристики сопоставимы с GPS-модулями зарубежных производителей), а о предыдущей разработке «Навис» — CH-4706. В отличие от изначально ориентированного на потребительский рынок NV08C, CH-4706 разрабатывался для специальной аппаратуры, а потому довольно дорог, не слишком компактен (35х35х6 мм) и обладает высоким энергопотреблением. Впрочем, эти недостатки, мешающие использовать CH-4706 в компактных автонавигаторах, не столь критичны во встроенном в автомобиль решении. Кроме того, «АвтоВАЗ» утверждает что их разработка неспецифична относительно навигационного чипсета, и в дальнейшем компания может переключиться на продукцию и других производителей.

Главное — безопасность

Евгений Шмелев, вице-президент «АвтоВАЗа» по техническому развитию, а в прошлом генеральный конструктор предприятия, считает использование столь необычного устройства ввода как подрулевой переключатель вполне оправданным и эргономичным.

«Может показаться, что использование несенсорного экрана и подрулевого переключателя осложняют ввод адреса …, но это не так. Управление системой реализовано достаточно комфортно… С точки зрения безопасности, такая реализация также является преимуществом: водители, «заигравшись» портативными навигаторами с сенсорными экранами, повышают риск попасть в ДТП», — говорит Шмелев в пресс-релизе компании.

Бывший генконструктор считает, что размещение навигационного дисплея между спидометром и тахометром (а не по центру приборной панели, как делают многие зарубежные автопроизводители) также увеличивает безопасность. «Перевод взгляда с комбинации приборов на дорогу и обратно — наиболее естественный и привычный для большинства водителей сценарий поведения, гораздо более естественный, нежели перевод взгляда с дороги на экран навигатора, расположенного справа от водителя», — говорит вице-президент «АвтоВАЗа».

Впрочем, иностранные производители дорогих автомобилей нередко решают эту проблему, выводя указания навигатора на лобовое стекло с помощью проекционной системы — при этом водителю вообще не приходится отрывать взгляд от дороги.

Долгосрочный проект
Проект «ГЛОНАСС на Ладах» стартовал еще в 2008 году. Научно-исследовательские работы велись совместно с Российским НИИ космического приборостроения. Внедрение системы задержал кризис, однако инициатива не была свернута. По словам Шмелева, инвестиции в проект со стороны «АвтоВАЗа» были минимальными.

Необходимость внедрения приемников отечественной навигационной системы в автотранспорт и введения заградительных пошлин на GPS-аппаратуру давно обсуждается в России на высоком уровне. В августе премьер-министр РФ Владимир Путин предложил с 2012 года оснащать все новые автомобили ГЛОНАСС-навигаторами для оперативного направления чрезвычайных служб на место аварии (система «АвтоВАЗа» не годится на эту роль, поскольку не содержит модуля связи).

Активным лоббистом идеи продвижения ГЛОНАСС является председатель совета директоров ОАО АФК «Система» Владимир Евтушенков, который совместно с председателем правления ГК «Роснанотех» Анатолием Чубайсом обратился недавно к Путину с просьбой оказать государственную поддержку российским производителям микрочипов, в частности, навигационных. АФК «Система» принадлежит как производитель микросхем — компания «Ситроникс», так и купленный в июле контрольный пакет акций группы компаний «М2М телематика», одного из ведущих отечественных игроков на рынке внедрений технологий спутниковой навигации.

Пожалуйста, оцените эту страницу


.




1 Комментарий

  1. Просто Серёга:

    НАВИГАТОР ТО УСТАНОВИЛИ, А ВОТ О ТОМ КАК ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ (РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ) НИ ГДЕ НЕ НАЙТИ. НИ В ИНТЕРНЕТЕ, НИ В МАГАЗИНАХ. ТО ЖЕ САМОЕ И С МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СИСТЕМОЙ (РЕСИВЕРОМ)…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *