Пт. Апр 19th, 2024
ДТП

Климат-контрольСистема климат-контроля в автомобиле происходит из «рода» холодильной техники, самый близкий родственник ее – климатические установки для помещений. И если не вдаваться глубоко в нюансы термодинамики и техники, то устройство системы представляется достаточно простым. Основные ее части – кондиционер, датчики и электронный блок управления.

Центр всей системы – кондиционер. По своему устройству он похож на холодильник и представляет собой герметичную систему из двух радиаторов – «горячего» (он же конденсатор) в моторном отсеке и «холодного» (он же испаритель) в салоне, рабочего термовещества – фреона и компрессора, его перекачивающего. Постоянно циркулируя по системе трубок из одного радиатора в другой, фреон охлаждается (отдает тепло) и конденсируется, становясь жидкостью в «горячем» радиаторе, а затем, проходя через «холодный», распыляется внутри радиатора через вентиль и, испаряясь, уже сам поглощает тепло, охлаждая радиатор и, соответственно, воздух, который и подается вентилятором в салон машины.

Когда кондиционер впервые появился на автомобилях (естественно, на самых дорогих и сначала только как элит-опция), казалось, что комфорт в классе «люкс» уже достигнут. Однако погода за окном переменчива, и чтобы все время ездить в машине с полюбившимся климатом с 19 °С, нужно было постоянно подстраивать кондиционер сообразно внешней среде. Такая необходимость отпала с развитием автоэлектроники, когда к кондиционеру добавили датчики и блок-контроллер.

Назначение электронной части системы – управление кондиционером и поддержание заданного пользователем температурного режима. Технически это осуществляется с помощью ряда датчиков, которые в каждый момент времени измеряют температуру «за бортом», в салоне автомобиля, а также давление внутри системы кондиционера.

В самых современных из них конструкция совершенствуется по пути увеличения числа датчиков и, соответственно, считываемых параметров (например, инженеры Land Rover добавили «датчик солнца»), что позволяет точнее поддерживать выбранный режим.

Сигналы со всех датчиков поступают на электронный блок управления, который обрабатывает их и, сообразно результатам, посылает сигналы на устройства управления кондиционером. Здесь блок управляет электромуфтой компрессора, вентилятором кондиционера и положением воздушных заслонок с электроприводами, посредством которых смешиваются потоки охлажденного и неохлажденного воздуха, при этом создается нужная температура в салоне.

Странная жара

Наиболее часто встречающаяся пользовательская проблема с кондиционером – это когда при включении после «зимней спячки» обнаруживается, что он либо «не холодит» совсем, либо «холодит слабо». Подобные явления, впрочем, могут произойти и посреди лета, после того как кондиционер некоторое время проработал исправно.

В большинстве случаев причиной тому – утечка фреона. Возникает она, в основном, из-за коррозии металла и износа уплотнений в системе. Фреон может уходить в любом месте – из-под сальника компрессора, ниппеля, шланга, но чаще всего из радиатора и трубок.

По техническим требованиям они делаются из алюминия и повреждаются дорожной грязью и солью, летящими под капот. Грязь также забивает соты радиатора кондиционера, который, стоя впереди, принимает на себя весь поток. Это также часто оказывается причиной того, что кондиционер начал «холодить» слабее.

Типичный симптом такого засорения – снижение эффективности кондиционера при стоянии в пробке и появление ее при скоростном движении. Тот же симптом, впрочем, может указывать и на другую неисправность – отказ вентилятора, обдувающего радиатор кондиционера.

От сезонного простоя нередко возникают и проблемы с компрессором. Он смазывается растворенным во фреоне специальным маслом, которое во время бездействия стекает из агрегата. И при включении «сухой» компрессор либо заклинивает, либо он начинает вращаться с характерным грохочущим звуком, возникающим от трения без смазки, которое, само собой, способно сильно приблизить выход из строя.

Еще одна очень часто встречающаяся проблема, возникающая, как правило, уже после начала эксплуатации, – это слабый поток воздуха при максимальных оборотах вентилятора. Причиной здесь оказывается засорение пылью фильтра очистки воздуха, через который воздух поступает в салон.

Сравнительно реже выходят из строя электроприводы заслонок и электроника – датчики – и (довольно редко) блок управления. Единственной, более-менее типичной причиной в этом случае оказывается, пожалуй, разве что банальное разрушение контактов и проводки, возникающее вследствие все той же коррозии от грязи и соли.

Метеосервис

С появлением солнца и тепла оживает и рынок услуг по ремонту и обслуживанию кондиционеров, предоставляемых как на сертифицированных станциях у официальных дилеров, так и достаточно большим числом разного уровня СТО и мастерских. Уже глядя на стоимость запчастей, климат-контроль дешевой системой не назовешь.

Так, цены на компрессор кондиционера для иномарок среднего класса начинаются от $500, радиатор стоит $300-500 и даже выше, фрагменты трубок – $50-150. Прибавим сюда стоимость нормо-часа работ на станции – от $30 до $60, (а замена деталей кондиционера объективно требует достаточно много времени) – и получим вполне ощутимую для бюджета сумму.

Традиционно пользующаяся спросом сезонная услуга – заправка фреоном, за которую просят в среднем от $100-150 на фирменном сервисе и до $40-60 в мастерских.

Кстати, стоит знать, что фреон бывает разный: в кондиционерах машин старше 10-15 лет применялся фреон марки R-12, который, как выяснилось, разрушает озоновый слой Земли, поэтому с начала 90-х начали использовать экологически безвредный – марки R-134а.

Новый фреон плотнее, поэтому в старых машинах, у которых кондиционер сделан под R-12, заправлять R-134а нельзя, иначе выйдет из строя слишком слабый для него компрессор. Впрочем, вряд ли владельца такой машины потянет на «экологию» – R-134а заметно дороже и стоит $8-10 за килограмм против $1-2 за кг старого R-12 (на заправку требуется, в большинстве систем, не более 1.5 кг).

Тут и у владельцев достаточно «свежих» машин, когда прошли сроки гарантийного обслуживания, появляется соблазн сэкономить, тем более что более легкий R-12 меньше нагружает компрессор и кондиционер будет лучше «холодить». Однако на сертифицированных станциях R-12 не заправляют, а при заправке в различных «местных мастерских» нередки «недо-» и (что еще хуже) «перезаправки», когда в систему, из-за неточного оборудования или невнимательности механика, закачивают лишних 200-300 граммов.

От этого возникает повышенное давление, которое недопустимо нагружает систему, а ее, учитывая стоимость деталей, нужно беречь. Вообще, недорогое низкопрофессиональное обслуживание очень часто вместо экономии приносит обратный результат. (Эту обширную и серьезную тему мы осветим в одном из будущих номеров).

Устойчивый климат

Система климат-контроля требует внимания, но (это касается любой системы современного автомобиля) пользовательское обслуживание ее минимально. В первую очередь автовладельцу, обнаружившему, что кондиционер стал хуже «холодить», не стоит подолгу откладывать визит на сервис – всегда быстрее и дешевле устранить небольшую неисправность, чем затем делать более крупный ремонт.

Очень неплохо во время сезона простоя системы, в теплом гараже или на отапливаемой мойке (где температура выше +5 °С, иначе система не включится), запустить кондиционер и несколько минут дать ему поработать. При приближении же летнего сезона, не стоит дожидаться жары, когда кондиционер понадобится, – разумно с первым теплом опробовать его и, если что-то не в порядке, – не откладывая ехать на сервис. В это время на ремонт кондиционеров еще нет длинных очередей и на станции обслужат быстро.

От Redactor

Добавить комментарий