Присоединяйся к группе VK "Пособие автомобилиста"

Преодоление неровностей: боковая разгрузка

Преодоление неровностейКогда вам на дороге встречается яма критической глубины и объехать ее нет никакой возможности, а тормозить уже поздно, то чтобы избежать сильного удара по подвеске можно воспользоваться приемом, называемым боковой разгрузкой.


Он основан на использовании центробежной силы, возникающей при повороте, когда машину кренит и значительная часть ее веса переносится с одного борта на другой, т.е. на динамической разгрузке одной стороны автомобиля. Колеса, идущие по внутренней стороне дуги, значительно легче преодолевают препятствия: упругие элементы подвески разжаты и могут вместе с амортизатором работать на полный ход, так как большая часть массы машины «давит» на внешние колеса.

Этот эффект используется и на прямой, когда одну из сторон автомобиля разгружают резким маневром руля «вправо-влево» или наоборот. При правильном исполнении приема можно не только разгрузить, но и приподнять одно или два колеса над дорогой и пропустить под ним небольшое препятствие, например яму или открытый колодец. Этот прием сравнивают иногда со стоянием на одной ноге и подниманием другой.

Такой прием применяется в первую очередь для спасения переднего колеса, которое важнее заднего, потому что является управляемым, а на переднем и полном приводах к тому же еще и ведущим, сложнее подвешено и уязвимее. При повороте руля внутренние колёса разгружаются, но неодинаково. Передний стабилизатор поперечной устойчивости, работая как торсион, дополнительно стремится приподнять внутреннее переднее колесо, в то время как сзади, при отсутствии стабилизатора, этот эффект отсутствует.

Возможности приема:

  • Можно избежать удара от неожиданно возникшего препятствия, когда времени практически нет;
  • Помогает с преодолением выпуклостей, например, «лежачего полицейского» — если он не доходит до самого бордюра (узкого ровного кусочка сбоку достаточно для прохода колес одного борта).

Ограничения приема:

  • Высокий коэффициент сцепления шин с дорогой (асфальт, бетон);
  • Узкое препятствие (не во всю ширину дороги);
  • Прием опасен в плотном потоке машин, т.к. резкий маневр вызывает еще более резкую реакцию соседей, что может привести к столкновению или наезду на пешеходов. На шоссе выполнять его следует также осторожно: скорости у всех высокие при относительно плавных траекториях. Применять его следует, будучи уверенным, что спасение подвески не приведет к более тяжелым последствиям;
  • При преодолении больших бугров, камней и других неровностей с выпуклой поверхностью — удар разгруженного колеса о высокое препятствие может привести к опрокидыванию;
  • При мягкой длинноходной подвеске, высоком центре тяжести (джипы) и на высокой скорости можно сильно и опасно раскачать машину;
  • При недостаточно быстром и резком рулении возможен занос;
  • Психологическая сложность приема: когда вам на пути встречается глубокая яма, возникает естественное желание повернуть руль в сторону от препятствия. А его надо повернуть именно в сторону препятствия.

Техника выполнения:

  • Прием выполняется в границах одной полосы движения;
  • Чтобы усилить разгрузку, можно предварительно раскачать автомобиль в боковой плоскости, выполнив для этого контрсмещение, т.е. предварительный небольшой поворот в сторону, противоположную основному маневру;
  • Газ во время маневра не сбрасывается;
  • На достаточно близком расстоянии от препятствия производятся максимально быстрые рывки рулем: первый — в сторону препятствия, и без паузы второй — для возврата к исходному направлению движения. Задерживать колеса в повороте нельзя — это может послужить «приглашением к заносу».
  • Чем выше скорость машины, тем меньшей должна быть амплитуда рывкового руления. Момент выполнения приема соотносится со скоростью движения и инерционностью рулевого управления — чем выше скорость, тем быстрее «набегает» препятствие, тем раньше надо начать прием;
  • В завершающей фазе приема (возврат к прежней траектории) делаем компенсирующие движения рулем для стабилизации машины по курсу. При выравнивании возможен «отбой» подвески со стороны нагруженного борта;
  • Движения рулем можно делать плавнее, если сопровождать их прибавлением газа.
Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *