Присоединяйся к группе VK "Пособие автомобилиста"

Как проверить свои водительские навыки

Как проверить свои водительские навыкиНе открою Америку, если скажу, что процесс вождения автомобиля состоит из множества мелких нюансов, которые при сложившихся обстоятельствах могут оказаться очень важными. Далеко не каждый водитель способен объективно и точно оценить параметры движущихся транспортных средств в определенный момент времени. Однако этому просто научиться, но для начала нужно честно установить общий уровень своей водительской квалификации. Для облегчения решения этой задачи введем несложную методическую шестиуровневую градацию. С ее помощью каждый сможет легко разобраться, на какой ступеньке находятся его технические и тактические навыки, и определиться, куда ему двигаться в своем развитии как быстрого, надежного и безопасного водителя.


Уровень первый: водитель-новичок

Техника выполнения элементарных приемов управления автомобилем у водителя, который находится на этом уровне, не отличается уверенностью и точностью. В его руках машина лишена стабильности и плавности движения, поэтому водитель-новичок должен, прежде всего, проявлять на дороге осторожность и внимательность. Для водителей первого уровня характерны случаи выезда на место пересечения траектории других участников движения с мыслью о том, что те предугадают их намерения и позволят провести маневр, даже если новички сами обязаны уступить дорогу. Это распространенная ошибка, ведущая к ДТП. Никто не может заглянуть вам в голову. В отношении тактики езды водитель-новичок в лучшем случае знает, понимает и добросовестно выполняет требования правил дорожного движения.

Чтобы избежать неприятностей на этом этапе и наработать минимальный опыт адаптации к дорожной обстановке, первое время начинающим водителям достаточно передвигаться по знакомым дорогам и пересечениям во время их максимальной разгрузки. Даже незначительные отступления от ПДД недопустимы! Такие водители остро реагируют на действия и разного рода требования всех участников движения, включая пешеходов, но залогом «выживания» в трафике является высокий уровень водительской культуры и, как ни странно, свежесть восприятия автомобиля и его динамики у новичка. Аккуратность, концентрация внимания, невысокая скорость и четкое выполнение ПДД по информированию других участников движения о своих намерениях (прежде всего своевременное включение поворотников и следование правилу «лучше подождать пять секунд, чем опоздать на всю жизнь») помогут безболезненно «наездить» необходимый опыт для перехода на более высокий уровень.

Второй уровень: уверенность и опыт

Кроме достаточного технического арсенала, водители второго уровня обладают необходимой уверенностью, что уже дает возможность демонстрировать на дороге даже свой характер. После 3–5 лет езды к водителю приходят чувства, позволяющие реализовать ­драйверский потенциал. На этом уровне создается своеобразный задел навыков ездить или быстрее, или надежнее и безопаснее. Именно такой водитель старается динамично стартовать, жестко тормозить, проходить повороты с характерным визгом шин и подбирается к уровню использования автомобиля, граничащему с пределами устойчивости и потери сцепления. Обычно на этом уровне остаются те водители, которые предпочитают одну модель автомобиля и не видят нужды в дальнейшем профессиональном росте. Хотя у некоторых как раз на данном этапе появляется интерес к тюнингу или замене авто на более мощное. В этот период роста водитель приобретает начальный опыт скоростной подготовки и чувство границ устойчивости, формирующиеся благодаря подсознательной выработке навыков предварительного расчета. Как правило, спасительной соломинкой таких водителей является состояние шин автомобиля, которые и определяют технику и скорость езды. К сожалению, они не смотрят на дорогу дальше едущего впереди автомобиля, и их взгляд редко смещается в зону перспективы. Их скоростная езда напоминает гонки за лидером, при этом каждый движущийся впереди считается главным соперником. Боковые смещения и парковки водитель второго уровня выполняет благодаря визуальному контролю, что не всегда гарантирует избежание контакта с препятствиями, находящимися в скрытых зонах. Однако подсознательно у такого водителя, как правило, хватает ума не использовать режимы езды, лежащие за пределами устойчивости, и поэтому у него одинаково успешно получается достаточно уверенно и даже безопасно ездить на любом приводе. На этом уровне водители проходят период нигилизма, приобретая опыт отступления от требований знаков и разметки.

Уровень третий: ремесленник

Этот уровень считается не только очередной ступенькой, но и барьером, за которым нюансы водительского ремесла начинают познаваться быстрее. Водитель третьего уровня может проезжать в потоке немного быстрее и останавливаться перед светофором гораздо реже. Он также реже тормозит и старается ориентироваться на те автомобили, которые задают скорость потока, двигаясь далеко впереди, поэтому неожиданности для такого водителя возникают крайне редко как спереди, так и сзади. Его техника управления основывается не только на характере поведения автомобиля – она имеет свои правила выполнения каждого действия, начиная со старта, поворота и заканчивая набором приемов торможения в создавшихся условиях. Как правило, на третий уровень выходят водители, окончившие базовые курсы различных школ контраварийной подготовки. Они стараются рационально изменять динамику автомобиля, поэтому меньше расходуют топлива, легко улавливают и знают особенности повадок автомобилей в зависимости от типа привода и кузова, умеют управляться с автоматической трансмиссией, а также точно знают, чего ждать от систем ABS и прочих электронных помощников. Это уже зрелые водители, не только имеющие длительный опыт езды, но и адекватно реагирующие на ошибки или откровенные провокации менее опытных коллег. Признаками достижения такого уровня являются высокая культура вождения и отточенность каждого действия. Например, при трогании на подъеме автомобиль под управлением профессионала практически не откатывается, а во время парковки водитель обязательно рассчитает для себя и для других расстояние, необходимое для безопасного и удобного выезда. Отличительной особенностью такого водителя является стабильная и безопасная езда в любых городских режимах и по дорогам с различным покрытием. На третьем уровне уже ярко выражена способность быстро адаптироваться к изменяющимся дорожным условиям и присутствуют развитые навыки действий на упреждение и прогнозирование развития ситуации.

Четвертый уровень: точка невозвращения

Данный уровень поддается тем, кто все время стремится повысить свое мастерство и ищет для этого возможности. Такой водитель интуитивно накапливает информацию и использует опыт, полученный из разных источников. Если представляется случай, водитель четвертого уровня оттачивает свой технический потенциал и старается убедиться в качественном усвоении приемов. Он чувствует, где находятся скоростные резервы и как ехать безопаснее. Следует заметить, что далеко не всегда понятия невысокая скорость движения и безопасность – синонимы. Главное тактическое преимущество водителя четвертого уровня – его способность избегать провокаций. Так, дистанцию до переднего автомобиля следует сохранять такой, чтобы исключить у соседей по потоку даже мысль занять этот промежуток, но в то же время дать им возможность для скоростного маневра, смещения по полосе, обгона. Обычно такой водитель не пользуется стандартным автомобилем или выбирает его с учетом своих высоких навыков. Он не станет обращать внимание на ошибки других, не позволяет суетиться возле своего автомобиля и соседствует в потоке, как правило, с равными себе. Пассажир, который находится в салоне автомобиля, чувствует себя комфортно и защищенно, даже если он едет с гораздо большей скоростью, нежели остальные.

Пятый уровень: водитель безопасный

Достижение данного уровня характеризуется знанием технических нюансов, которые напрямую влияют на безопасность и управляемость, владением и адекватным использованием различных приемов и стилей управления автомобилями, способностью выполнять маневры исключительно легко, избегая попадания в экстремальную ситуацию, отточенным в тренингах чувством улавливания граничных режимов сцепления шин с дорогой и контроля экстремальных режимов. Как правило, водитель пятого уровня особо тщательно следит за «здоровьем» своего автомобиля. В его привычку входят оценка состояния автомобиля перед началом движения и постоянная диагностика его поведения. Такой водитель хорошо подготовлен тактически, способен формировать ритм при движении в городских условиях, что позволяет избежать рваного темпа с резкими стартами и торможениями. Залогом безопасности водителя является развитое умение прогнозировать ситуацию и вносить в свои действия поправки на возможные ошибки соседей по потоку. Обычно подобный уровень подготовки наблюдается у водителей, наездивших по меньшей мере полмиллиона километров без попадания в экстремальные ситуации. Зачастую маневрирования и обгоны в исполнении такого водителя коллеги просто не замечают. Его отличает абсолютная рациональность, которая угадывается при маневрировании по тому признаку, что руль автомобиля при незначительных поворотах постоянно находится в околонулевой зоне. Водитель пятого уровня даже садится и выходит из автомобиля с таким расчетом, чтобы ситуация оставалась безопасной. То же касается и пассажиров. Скоростные возможности водителя ограничиваются лишь пропускной способностью дорог.

Уровень шестой: искусство

Это уровень лидера трафика. Такие водители удивительным образом умеют задавать ритм движению, который позволяет соседям по полосам чувствовать себя легко и безопасно. Они разряжают дорожную обстановку с помощью действий, связанных с упреждением ошибок других водителей и пешеходов. У них высоко развита интуиция и способность избегать ошибки и аварийные ситуации. Как правило, это врожденная способность, отшлифованная потребностью к самосовершенствованию и стремлением быть высокопрофессиональным и культурным водителем. Зачастую такой водитель может двигаться медленнее, чем особо активные «стритрейсеры», но приезжает в конечный пункт быстрее или за одинаковое время. То есть главным признаком искусности водителя является его способность поддерживать свою среднюю скорость движения постоянно близкой к максимально возможной в данных условиях, не переходя границы безопасности. Он может применить основное торможение, только приехав в нужную точку, способен пробираться в плотном трафике так, что его автомобиль объезжает все остальные по плавной и безопасной траектории. Интуиция водителя основана на огромной практике вождения разных видов транспортных средств. Как правило, его автомобиль далек от стандарта либо представляет собой вершину заводских технологий. Водитель шестого уровня избегает ошибок уже на стадии возможности их появления путем формирования или изменения условий выполнения маневра. Он не допускает ситуации, когда возникают моменты ослабленного или усложненного визуального контроля зон на проезжей части или тротуаре. Наблюдение за стилем вождения такого пилота завораживает, расслабляет и даже может стать средством терапии стресса. Процесс ускорения или жесткого торможения воспринимается как взмах хлыста или плавное сжатие пружины.

Как понять, что вы уже на этом уровне? Очень просто! Загляните на полигон, выставьте длинную змейку из десятка конусов, проедьте ее максимально быстро и засеките время. Теперь поставьте на капот наполненный до краев стакан с водой и проедьте змейку обратно. Если вода не расплескалась и время не увеличилось, то вы – непревзойденный Мастер!

Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *