А если аккумулятор заболел

аккумулятор, исправныйЛюбая АКБ требует бережного отношения. Боится она и холода, и жары. Но самое главное – не прощает ошибок в эксплуатации.


Назначение, конструкция, принцип работы

Между пластинами с активной массой установлены сепараторы.Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея (АКБ) предназначена для снабжения электрической энергией электростартера при запуске двигателя и других потребителей тока, когда двигатель остановлен или работает на малых оборотах.

Автомобильная 12-вольтовая АКБ представляет собой пластиковый или эбонитовый контейнер, разделенный на шесть секций. Внутри каждой секции находится аккумуляторный элемент напряжением около 2 В. Положительные пластины классических аккумуляторов изготовлены из свинцово-сурьмянистого сплава (у некоторых добавляют и серебро), а отрицательные – из чистого свинца. Электролитом в них служит водный раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/см куб.

АКБ делятся на необслуживаемые, малообслуживаемые и обслуживаемые. Крышки обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ снабжены горловинами для заливки и контроля состояния электролита, которые закрываются вентиляционными или глухими пробками. В последнем случае вентиляционные каналы имеются в крышке АКБ, как, собственно, и в необслуживаемых батареях. Последние в большинстве случаев оснащены индикатором зарядки (кстати, он есть и в некоторых малообслуживаемых батареях). С его помощью автовладелец может контролировать степень зарядки АКБ. Если батарея подсела, ее следует подзарядить с помощью специального устройства. Работает АКБ по принципу преобразования электрической энергии в химическую (при заряде) и обратном преобразовании химической энергии в электрическую (при разряде). На пластины АКБ нанесены активные вещества, которые участвуют в токообразующем процессе:
на положительном электроде: двуокись свинца темно-коричневого цвета;
на отрицательном электроде: губчатый свинец серого цвета.

В процессе разряда активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца белого цвета. Плотность электролита к концу разряда снижается до 1,08-1,10 г/см куб.
Что разрушает АКБ

Если аккумулятор «не крутит» стартер, сначала проверьте затяжку наконечников на клеммах АКБ – путем их перемещения. По информации специалистов ИСТА, АКБ выходят из строя по многим причинам.

1. Заряд повышенным током. Последствия: перегрев электролита, коробление электродов, реже – разрушение сепараторов, осыпание активной массы и т. п.

2. Систематический перезаряд АКБ из-за неисправности системы «зарядки» автомобиля. Последствия: снижается уровень электролита, повышается его плотность, что ведет к сульфатации электродов и т. д.

3. Перегрев аккумулятора. В летнюю жару, если температура электролита превышает +35 градусов, процессы износа электродов активизируются.

4. Загрязнение электролита. Аккумулятор необходимо протирать чистой тряпкой. Если грязь попадет в электролит – аккумулятор обречен.

5. Долив в АКБ недистиллированной воды. Электроды очень быстро теряют работоспособность, и аккумулятор выходит из строя.

6. Использование неспециализированного электролита из технической серной кислоты.

7. Короткое замыкание может моментально вывести АКБ из строя.

8. Пониженное напряжение бортовой сети. Аккумуляторная батарея систематически разряжается, плотность электролита снижена. Снижение емкости из-за низкой температуры, особенно в зимний период. Если вовремя не восполнить запас электрической энергии, аккумулятор потеряет работоспособность. Поэтому АКБ, даже необслуживаемые, желательно изредка подзаряжать стационарной установкой.

9. Замораживание аккумуляторной батареи. Происходит это в сильные морозы при снижении плотности электролита ниже допустимых значений. В этом случае моноблок может дать трещину и электролит вытечет. Обычно такое случается, если доливают дистиллированную воду после постановки машины на стоянку, из-за чего она не смешивается с электролитом, или оставляют глубоко разряженную АКБ на морозе после безуспешных попыток пуска двигателя.

10. Использование мощного неспециализированного пускового устройства для запуска холодного двигателя. Батарея может «взорваться» из-за вскипания электролита и избытка выделяемых газов через вентиляционные отверстия.

11. Глубокий разряд стартерными токами. При затрудненном пуске, когда стартер перестает «проворачиваться», аккумулятор разряжается до такой степени, что начинают коробиться и осыпаться пластины.

12. Повышенная плотность электролита из-за снижения его уровня (по разным причинам). Если не доливать дистиллированную воду, аккумулятор выйдет из строя.
Диагностика

Cтепень заряженности классических АКБ определяют по плотности электролита ареометром.Степень заряженности классических АКБ определяют по плотности электролита ареометром. В современных автомобильных ареометрах прямо на поплавках цветной окраской и цифрами (в процентах) наносится значение заряженности.

Необслуживаемые аккумуляторные батареи диагностировать значительно сложнее. О ней можно судить по напряжению на клеммах ненагруженной и «отдохнувшей» (желательно утром) АКБ и под нагрузкой. В первом случае напряжение (измеряется тестеро-вольтметром) должно быть в пределах 12,4-12,8 В.

Под нагрузкой лучший способ проверки АКБ – использовать нагрузочную вилку, но она есть далеко не у всех. Поэтому следует использовать более простой способ – с помощью обычного тестера-вольтметра (стрелочного или с электронной индикацией) со шкалой 0–15 В. «Концы» тестера подсоединяют к клеммам АКБ, соблюдая полярность подключения. При запуске мотора стартером (для измерений понадобится помощник) напряжение на клеммах исправного аккумулятора должно упасть с 11-12 В до 9,5-10 В. Если напряжение 9 В и ниже, значит, батарея разряжена или неисправна.
Обслуживание

АКБ любого типа требует периодической подзарядки.Название «необслуживаемая» не отменяет ряда контрольных операций, входящих в объем обслуживания АКБ:
проверка крепежа АКБ;
затяжка наконечников на клеммах, своевременная их очистка от окислов;
очистка корпуса АКБ от грязи;
проверка вентиляционных каналов, которые обеспечивают удаление газа, образующегося в процессе работы аккумуляторной батареи.

Заряжать АКБ необходимо от источника постоянного тока. При этом устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0–16,5 В, иначе зарядить необслуживаемую аккумуляторную батарею полностью (до 100%) не удастся.

Внимание!

Если уровень электролита доводить до нормы путем долива электролита, а не дистиллированной воды, аккумулятор очень быстро выйдет из строя. Если совсем ничего не доливать, ресурс АКБ также существенно снизится.

Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

MAXCACHE: 0.48MB/0.01161 sec