Электоромобили — транспорт будущего

Ни для кого не секрет, что электромобили появились практически одновременно с обычными машинами с ДВС и первое время даже могли соперничать в скорости и удобстве эксплуатации. Но ограниченная дальность хода разом перечеркнула все преимущества электромобилей от сравнительной простоты конструкции до экономичности. Однако в последние годы электромобили все чаще выставляются на выставках, и даже уже готовятся серийные версии на электротяге. Удалось ли за прошедший век автомобильной промышленности
сделать качественный рывок?

В советские годы практически на каждом крупном предприятии работали электрокары — развозные тележки на аккумуляторах, которые ездили с легким завыванием и не выделяли выхлопных газовр что было особенно важно при работе в цехах. Также сейчас неплохим спросом пользуются электроскутеры. Наибольшее распространение они получили в Китае, но и у нас их можно купить по цене не дороже обычного бензинового аналога — за 20 000 — 30 000 рублей. Максимальная скорость — 50 — 60 км/ч и запас хода в 60 — 90 км — вполне достаточные показатели для индивидуального городского транспорта.

Но можно ли с такими же параметрами построить автомобиль, и будет ли он востребован? Европейские аналитики приводят статистику, что около 80 % всех поездок совершаются на расстояния до 80 км в день. Да и собственный опыт городской эксплуатации говорит о том же. Так что, переходим на электротягу? Но как быть с оставшимися 20 % поездок. Совсем отказаться от путешествий и поездок на дачу, завести для этого еще один автомобиль или пользоваться услугами общественного транспорта или такси?
Ни один из ответов не звучит убедительно. Ни в этом ли кроется главнейшая сложность электрификации автомобильного транспорта? Тут даже не страшны прогнозы энергетиков, что если резко перевести на электричество значительную долю автомобилей, то на планете могут случиться перебои с электричеством. Но ведь мы же добываем достаточное количество нефти, чтобы обеспечивать машины бензином, тогда как в электростанциях энергия получается со значительно большим КПД, да и сам электромобиль значительно эффективнее машины с ДВС — возможно использовать рекуперацию, нет затрат энергии на холостом ходу и на прогрев мотора. Поэтому при переходе на электромобили нам, возможно, и потребуется серьезная модернизация энергосистемы, но коллапс она вряд ли вызовет.
Так что как ни крути, а мы снова, как и 100 лет назад, упираемся в недостаточный запас хода электромобилей. Причем если машины с ДВС за этот век совершили колоссальный рывок вперед, превратившись из самобеглой коляски в высокоскоростной комфортабельный лайнер, то электромобили смогли лишь удвоить запас. Причем на полный перезаряд по-прежнему необходимо потратить несколько часов, тогда как на обычной машине мы без труда уезжаем на баке на 500, а то и на 1500 км, и за 2 — 3 минуты всегда можем вновь полностью заправиться, порой даже не выходя из машины.
Однако, несмотря на столь неутешительные для электромобилей выводы, перспективы их развития совсем не так туманны, как кажется. Во-первых, не исключено, что найдется небольшая доля частных клиентов, а также компании, занимающиеся доставкой грузов в черте города, кому вполне хватит запаса хода в пределах 100 км в день, и они станут постоянными покупателями электромобилей нового поколения, которые сулят едва ли не 10-кратную экономию на энергоносителях. Ну а для тех, кто не хочет ограничивать собственную свободу и при этом заботиться об окружающей среде, оптимальным выбором обещает стать

последовательная гибридная компоновка, в которой аккумуляторы обеспечивают запас хода в 50 — 60 км, а для обеспечения дальнейшего движения используется небольшой генератор, установленный прямо на борту и вырабатывающий энергию для питания электромоторов. Первенцем такой компоновки стал Chevrolet Volt, а совсем недавно компания Audi представила еще более интересный прототип A1 E-tron, который оснащается 250-кубовым двигателем Ванкеля, работающим в паре с 15-килловатным генератором. Результат впечатляет — автомобиль с запасом хода, ограниченным лишь количеством бензина в баке, способен расходовать в среднем 1,9 литра топлива на 100 км. Практически аналогичного показателя добился и уже запущенный в серийное производство Chevrolet Volt — во время экотеста в Южной Калифорнии электрогибрид расходовал в среднем 1,85 л на 100 км, и это при условии просторного салона и большого запаса хода.
Так что, несмотря на естественные сложности с развитием непосредственно электромобилей, электрические гибриды имеют все шансы на успешное будущее, которое, возможно, наступит даже раньше, чем мы можем себе представить.

Игорь Сирин
Журнал «New Auto» октябрь 2010 год

Электоромобили — транспорт будущего
Пожалуйста, оцените эту страницу



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3333333333333333
Adblock detector