Лебедка – козырь на бездорожье

Автомобиль с высокой проходимостью дает возможность человеку попасть в труднодоступные места. Но даже отлично подготовленный для бездорожья джип может застрять в самом неожиданном месте из-за невнимания водителя или непредсказуемости природы, в которую он вторгся. Если автомобилиста начнет тянуть в путешествия по лесам и полям, он рано или поздно придет к проблеме выбора лебедки. Ведь именно этот механизм может стать его последней надеждой на возвращение домой.
Оказавшись по капот, а то и выше, в грязи, любитель бездорожья имеет выбор – воспользоваться
лопатой, домкратом, пилой и прочими подобными хитростями, но эти варианты могут не сработать. Лебедка же обеспечивает наматывание троса, на одном конце которого закреплен застрявший автомобиль, а другой конец зафиксирован на дереве (подходит любой устойчивый предмет, способный выдержать вес машины, в лесу в этой роли обычно выступают именно деревья). Она может не понадобиться в поездке, но обязательно должна быть с собой.
Лебедки бывают ручные и автоматические. Ручные лебедки приводятся в действие с помощью физической силы людей, а электрические – с помощью мощного источника энергии (аккумулятора или собственного мотора). Ручные лебедки лучше использовать в поездках, где не ожидается слишком серьезных сложностей в прохождении, а также они больше подходят для нетяжелых джипов. Конечно, есть такие лебедки, которые способны вытащить из грязи тяжелые автомобили, но на весь процесс уйдет много времени, к тому же они займут много места в багажнике.
Чаще всего предпочтение отдают храпцовым ручным лебедкам. Такое устройство зажимает пропущенный насквозь трос и притягивает его шаг за шагом. Есть у нее и минусы – при намокании трос может скользить в зажиме, а цепные и веревочные тали предназначены скорее для вертикальных нагрузок, к тому же в грязи может произойти путаница с веревками и цепями этого механизма. Более надежные и мощные лебедки – рычажные с червячным редуктором, но за плюсом стоит и минус – они более габаритны и также требуют много усилий и времени. Некоторые используют в качестве лебедки домкрат «Хай-Джек», но здесь надо не забыть перезакрепить трос, так как он может выбрать длину своего штока, которая составляет не более 1,5 м.


Щадящие свои силы и время в пути предпочитают автоматические лебедки. Немалая стоимость таких устройств окупается в деле – порой не жалко потратить лишние несколько сотен долларов, лишь бы успеть дотемна вытащить свой джип из болота. Автоматические лебедки различаются силой тяги, измеряющейся в тонна-силах. Этот параметр вычисляется умножением массы автомобиля (в тоннах) в 1,5 раза. При «выковыривании» боевого коня из недр земли учитывается не только его масса, но и такие показатели, как клиренс, мосты, площадь днища – все это надо учесть, чтобы быть готовым к «присасыванию» машины. Нередко случается, что стальной лебедочный трос рвется.

Лебедки бывают стационарные и автономные. Автономные могут работать от независимого от машины источника энергии – бензинового мотора или аккумулятора. Их плюс в том, что их можно использовать при заглушенном двигателе и не брать с собой без надобности. Однако есть и минусы – бензиновая лебедка, которой необходим и запас топлива, занимает много места, а для перевозки и использования электрической лебедки нужно изрядно повозиться с длинными и габаритными проводами. Стационарные лебедки крепятся на машину зачастую на передней части автомобиля, около бампера, реже – на задней части, обычно задняя лебедка бывает запасной на случай, если вперед ехать уже некуда и приходится «отступать».
Стационарные лебедки различаются по виду привода – гидравлические, электрические и механические. Конечно, в плане надежности лидирует механическая, которая стерпит всякое обращение и не сломается благодаря простоте своей конструкции. На ней можно менять скорость, а ресурс у нее неограниченный. Но следствием ее плюсов являются минусы – ограничителем усилия на ее барабане является срезаемая одноразовая шпонка, которую сложно заменить в поездке. Хотя шпонку может заменить любой твердый предмет, но это чревато поломкой кардана, кронштейна и даже рамы и редуктора. Еще один недостаток такой лебедки – невозможность управления ей вне салона, а если не наблюдать за наматыванием троса на барабан, устройство может сломаться. Довольно неприятным подводным камнем является то, что механическую лебедку (в комплекте с карданом и коробкой отбора мощности) можно установить только на те автомобили, где это предусмотрено заводом-изготовителем.

Электрические лебедки вызывают недоверие у заядлых джиперов и восторженные отклики у обычных любителей бездорожья. Особенностью эксплуатации такого механизма являются передышки между эксплуатацией, чтобы избежать перегрева, и невозможность работы под водой, например при вытаскивании из брода. И хотя это устройство может работать без помощи двигателя, время его непосредственной работы составляет не более 10-15 минут, а затем напряжение сократится, и шансы вытащить глубоко засевшую машину уменьшаются в разы. Электрическую лебедку несложно установить на любой автомобиль, а управлять ей можно и дистанционно.
Гидравлические лебедки пока не распространены у российских джиперов. Мощность от двигателя к барабану «гидравлики» передается с помощью перекачивания рабочей жидкости гидронасоса к гидромотору. Давление от насоса гидроруля, который обычно используют для среднемощных гидравлических лебедок, с помощью электромагнитных клапанов переключается с ГУРа на гидромотор. Для более мощных гидролебедок используется отдельный насос со шкивом. Положительная сторона гидравлики – ее можно установить на любую машину, у нее есть пульт дистанционного управления, регулируемый ограничитель максимальной мощности, она более тяговитая и долгоработающая, чем электрическая лебедка. Но она проигрывает своим механическим и электрическим собратьям в скорости выборки троса и стоимости.

Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *