Минтранс разработал правила технической экспертизы автомобилей


Проект правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства наконец-то разработан, хотя страна ждет наведения порядка в этой области как минимум 10 лет с момента введения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Причем действие этих правил будет распространяться не только на ОСАГО, но и на добровольную страховку, и на все остальные случаи, когда необходима оценка повреждений автомобиля.

Проводить экспертизу по-прежнему обязан эксперт-техник, но обязательно аттестованный межведомственной комиссией, в состав которой должны входить чиновники на уровне замминистра. А главное — в правилах теперь четко определен круг обязанностей эксперта и все критерии выполнения его работы.


Во-первых, эксперт должен контролировать достоверность данных в регистрационных документах на автомобиль. Очень важно и то, что новые правила обязывают эксперта по справке о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), фотографиям и иной информации восстановить картину произошедшей аварии и только исходя из этого решать, относить повреждения к последствиям произошедшего или нет. Таким образом, перечень повреждений в полицейской справке о ДТП становится второстепенным — экспертиза может его как дополнить, так и сократить: естественно,с обоснованием причин. Сама справка от ГИБДД будет служить лишь для описания факта и обстоятельств аварии и фиксации данных об ее участниках.

Еще один важный момент: эксперт обязан выявить все существовавшие до аварии дефекты и повреждения — они в дальнейшем расчете величины ущерба учитываться не будут. То есть новые правила закрепляют положение дел, при котором потерпевший не получает компенсации за деталь, которая была повреждена до аварии, даже если на вашей машине, например, из-за удара раскололся бампер, в котором до того была небольшая трещина.
Та же ситуация и с лакокрасочным покрытием: если в нем уже имелся дефект, вам оплатят только замену детали, но не ее покраску. К слову, сейчас эксперты иногда исключают из калькуляции ущерба деталь целиком, даже если повреждена только краска.

Другой интересный факт — решение о ремонте или замене крупных агрегатов (двигатель, коробка передач), а также их остаточной стоимости эксперт, по сути, будет принимать лишь на основании внешнего осмотра. И если после удара о бордюр, на первый взгляд, повреждено только колесо, а на самом деле ремонта потребует и коробка передач, то нужно быть очень внимательным и все свои замечания непременно указывать в акте осмотра — эксперт обязан дать на них аргументированный ответ.

В новых правилах также установлены требования к фотосъемке автомобиля в ходе экспертизы и прописаны характеристики возможных повреждений.

Главный вывод, который должен сделать для себя обычный автовладелец: копить повреждения, а потом списать их разом на одно ДТП теперь станет гораздо сложнее. Придется делать выбор: содержать машину в идеальном состоянии, восстанавливая после каждого ДТП, чтобы претендовать на полную компенсацию, или забыть об этом, как и о мелком кузовном ремонте. Кстати, если машина ремонтировалась, обязательно сохраняйте все справки и чеки.
Но однозначно сыграет на руку автовладельцам то, что весь ремонт теперь должен оцениваться только по технологии завода-изготовителя, хотя прежде косвенно допускалось использование сомнительных методик вроде ремонта трещин на стеклах. А это значит, что отныне — никакой сварки пластика или прокатки колесных дисков — только замена деталей! С соответствующими расценками.

Что еще важнее — указаны и «усредненные» нормы трудозатрат на кузовной ремонт и показатели ликвидности сохранившихся запчастей с разбитых автомобилей. С одной стороны, это дает хоть какую-то однозначность в трактовках, а с другой — загоняет под одну гребенку всех производителей иномарок, и такой подход вряд ли найдет понимание в автосервисах, которым предстоит заниматься ремонтом.
Но… В нашем законодательстве, в отличие, например, от немецкого, нет настоящих требований к образованию экспертов и их минимальному заработку, а ведь именно это и могло бы сделать институт независимых экспертов по-настоящему независимым, а значит, эффективным. Где гарантия того, что наши эксперты, пусть и в рамках новых правил, будут работать «за правду», а не за деньги, используя оставшиеся лазейки в пользу того, кто предложит большее вознаграждение?

Если судить по ускорившейся аттестации экспертов в Минтрансе, новые правила должны заработать уже в этом году. Ну а автовладельцам совет один: будьте внимательны при экспертизе, отражайте в акте осмотра все замечания, а если у вас возникают сомнения в честности эксперта, обращайтесь за повторной экспертизой. И не бойтесь идти в суд.

Источник: АвтоРевю №17 2012

Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *