Раз объем, два объем

Слово ‘минивэн’ — стопроцентный американизм эпохи экономического спада. Но это отнюдь не значит, что американцам заодно принадлежат и авторские права на весь класс легковых автомобилей повышенной вместимости. Все начиналось не там и не тогда.

Все начиналось в Европе времен Первой мировой войны, в период бурного становления авиации. Аэродинамика как наука выходила ‘в народ’, и автомобилестроители пытались наладить с ней первый контакт. Тогдашние экспериментальные автомобили походили на сухопутные дирижабли или кабины бомбардировщиков. Таков был и революционный Rumpler 1921 года, созданный немецким авиаконструктором Эдмундом Румплером. Первая в мире мелкосерийная, но все же серийная, машина обтекаемой формы имела двухобъемный кузов с расположенным позади моторным отсеком. Когда много десятилетий спустя Rumpler любопытства ради загнали в аэродинамическую трубу концерна Volkswagen, инженеры были в шоке: коэффициент лобового сопротивления Сd машины оказался равен 0.28! Для справки: у новейшего Audi A8 этот показатель немногим лучше — 0.27. Впрочем, практического смысла в такой компоновке кузова в те времена никто не усмотрел. Зато в небогатой Италии пятидесятых идея маленькой машины с максимально возможной пассажировместимостью пришлась очень даже кстати. И в 1959 году здесь был представлен Fiat 600 Multipla конструктора Данте Джакозы — первый в мире серийный однообъемник. При длине три с половиной метра Multipla могла перевозить до шести человек. Крохотный 600-кубовый моторчик мощностью 21 л.с. располагался сзади. По той же схеме был построен отечественный прототип НАМИ ‘Белка’, который, однако, дальнейшего развития не получил. Равно как и Multipla — в оправившейся после войны Италии подобные малютки стали не нужны. Тема однообъемных машин вновь была предана забвению. Поэтому никто и не воспринял всерьез концепт Lancia Megagamma, представленный весной 1978 года на туринском автосалоне.

Ну да, однообъемный автомобиль модной клиновидной формы. Да, построен именитым ателье ItalDesign SpA под руководством Джорджетто Джуджаро. И что? А ведь именно Megagamma стала предвестницей третьего, триумфального пришествия минивэнов. Так получилось, что этот тип автомобилей был практически одновременно переизобретен в трех частях света. В одном случае его появление стало результатом борьбы за бесценное жизненное пространство, во втором — погони за деньгами, в третьем — желания произвести фурор и прославить нацию. Пионерами стали японцы, которые уже тогда задыхались в тесноте мегаполисов. В 1981 году на внутренний рынок поступила модель Nissan Prairie, а год спустя дебютировал Mitsubishi Chariot, на экспорт поставлявшийся как Space Wagon. Оба автомобиля имели двухобъемную компоновку с высокой крышей и выраженным моторным отсеком. Но у Prairie были сдвижные задние двери, а у Chariot — обычные, распашные. Некоторое время специалисты даже выделяли ‘чистокровные минивэны’ (со сдвижными дверями) и универсалы повышенной вместимости, или УПВ (с распашными). В конце семидесятых марка Dodge корпорации Chrysler контролировала 45% американского рынка микроавтобусов и фургонов. В то же время Chrysler слабо вы-ступал в секторе полноразмерных семейных универсалов. И в 1977 году здесь началась работа над секретным проектом Т115, в итоге ‘съевшим’ 700 миллионов ‘тех’ долларов. Но ‘съевшим’ отнюдь не зря: представленная в 1983 году ‘парочка’ Dodge Caravan/Plymouth Voyager дизайна Нила Уоллинга буквально взорвала рынок. Более того, она спасла Chrysler от маячившего на горизонте финансового краха. Только в первый год производства было продано 210 000 этих машин! А в Европе технический директор компании Matra Филипп Гедон носился со своим проектом эффектного однообъемника. Сначала его отвергли менеджеры Peugeot, потом ‘зарубили’ на Citroёn. Отчаявшийся Гедон направился прямиком в правительство с прямой угрозой продать чертежи иностранцам. Правительство, владевшее тогда компанией Renault, дало проекту зеленый свет. Результатом стал Renault Espace 1984 года c кузовом работы Антуана Воланэ. Минуло двадцать лет. Минивэны эволюционировали и плодились, породив новые жизненные формы — компактвэны, микровэны, многофункциональные машины типа Peugeot Partner. Яркими метеорами мимо нас пронеслись стеклопластиковый Pontiac Trans Sport, центральномоторная Toyota Estima/Previa, внедорожный Renault Scenic RX4, ураганный Opel Zafira OPC: Несомненно, что и новейший Mitsubishi Grandis станет достойным представителем этой категории универсальных транспортных средств начала XXI века.

Раз объем, два объем
Пожалуйста, оцените эту страницу



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3333333333333333
Adblock
detector