Присоединяйся к группе VK "Пособие автомобилиста"

России ужесточится наказание за пьяную езду и будет возвращен «порог трезвости»

России ужесточится наказание за пьяную езду и будет возвращен «порог трезвости»
Когда в начале нынешнего года в Госдуме была создана рабочая группа «по совершенствованию законодательства в области дорожного движения», одной из первых ее инициатив было ужесточение наказания за «пьянку» и возвращение минимально допустимого уровня алкоголя в крови. Напомним, до 2008 года в нашей стране, как и сейчас, действовал нулевой порог, но затем был установлен предельный уровень в 0,3 промилле. Однако уже в конце 2009 года тогдашний президент Дмитрий Медведев вновь ввел «абсолютный ноль».

Тогда эта мера преподносилась как движение к лучшему — мол, наши люди воспринимали допустимую норму как разрешение чуть-чуть принять перед поездкой. На деле же с 2007 по 2010 год количество аварий по вине пьяных водителей уменьшилось на 24%, но с введением нулевого порога перестало сокращаться.


Владимир Путин после инаугурации поддержал желание депутатов «реставрировать» алкогольную норму, ГИБДД. Минтранс и Минздрав тоже выразили готовность к переменам, катализировать которые смогла лишь авария на Минской улице, случившаяся по вине пьяного водителя в Москве 22 сентября и унесшая жизни семи человек. Поэтому вместе с либеральной отменой «нуля» уже обсуждается и закручивание гаек: ужесточение наказания как «просто» за езду в нетрезвом виде, так и за аварии с жертвами, совершенные в состоянии опьянения.

Некоторые юристы и политики предлагают трактовать уже само вождение в нетрезвом виде как покушение на убийство, но такая позиция до последнего времени не находила понимания. Более явно назван будущий максимальный срок — 15 лет тюрьмы за дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в котором по вине пьяного водителя погибло более двух человек.

Сейчас в России за «пьянку» или отказ от освидетельствования статьей 12.8 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено лишение прав на полтора-два года, за повторное нарушение — на три года, а если уже лишенный прав за «пьянку» водитель вновь пьяным сел за руль, предусмотрен арест на срок до 15 суток и никакой материальной ответственности.

Пьяному виновнику аварии, в которой есть тяжело пострадавшие или погибшие, по нашему Уголовному кодексу грозит до пяти либо до девяти лет тюрьмы. Но здесь загвоздка в том, что такая авария считается совершенной «по неосторожности», то есть выпивший водитель либо не осознавал возможных последствий своих действий, либо считал, что этих последствий сможет избежать.

Отчасти именно поэтому больше половины осужденных за подобные преступления получают условные сроки, а те, кто реально сел в тюрьму, имеют право на условно-досрочное освобождение. А ведь неосторожность неосторожности рознь — рюмку-то водитель поднимает совершенно сознательно.

И способы заставить его отказаться от нее хорошо известны.

Во-первых, поголовные проверки на опьянение. В Финляндии, например, ежегодно проводится более 500 проверок на тысячу водителей! Причем «продувают» всех поголовно. В России же статистики о количестве проверенных и доле среди них пьяных просто не существует. А чтобы peaлизовать тотальные проверки у нас, нужно менять и полицейский Приказ №185, который запрещает инспекторам останавливать автомобили без явной причины, и сам порядок освидетельствования, предполагающий обязательное присутствие двух понятых.

Во-вторых, необходим контроль за самими проверяющими — по закону с 2008 года ГАИ должна использовать унифицированные алкотестеры, которые запоминают и распечатывают количество «продувок» и результаты. Однако многие гаишники используют собственные алкометры и предлагают «решить вопрос на месте».

Третье — ужесточение ответственности за рецидивы. В большинстве стран Евросоюза повторная езда за рулем в нетрезвом виде считается уголовным преступлением — и чтобы посадить такого водителя в тюрьму на год-два, не нужно ждать ДТП с жертвами! Кроме того, во Франции и Финляндии за рецидив суд может конфисковать автомобиль, причем независимо от того, принадлежал он водителю или кому-то еще: собственник должен отвечать за свою машину.

Есть и другие варианты. В Северной Европе штраф за пьяную езду привязан к уровню дохода водителя, а в качестве альтернативы лишению прав за первое нарушение предлагается программа перевоспитания с установкой на автомобиль алкозамка. В этом случае водителю нужно заплатить несколько тысяч евро за участие в программе — и тогда ему ««условно» возвращают права, но он имеет право управлять только тем автомобилем, который оборудован таким замком и заводится лишь после успешной ««продувки». Практикуется даже дежурство полицейских возле дома лишенных водительских прав!

При этом практически везде в Европе определен реальный предельный уровень алкоголя — где-то он больше, где-то меньше. В России, скорее всего, будет установлена планка в 0.2 промилле, позволяющая отличить реальное опьянение от «вчерашнего» или кефирного.

Но в большинстве европейских стран есть и «второй» уровень опьянения, санкции за который очень суровы. Обычно он находится на уровне 1.0—1,2 промилле — именно после этого, по оценкам медиков, начинаются серьезные физиологические отклонения в поведении. Например, в Чехии за превышение верхнего порога могут лишить прав на 10 лет или посадить в тюрьму на три года.

Ужесточение уголовной ответственности виновника вряд ли облегчит участь жертв пьяной аварии, зато совершенствование превентивных мер способно снизить количество таких ДТП. Не это ли должно быть главной целью?

Источник: журнал «Авторевю»

Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

MAXCACHE: 0.48MB/0.00151 sec