Внедрение новых технологий для повышения безопасности автомобильного транспорта

0
86

Внедрение новых технологий для повышения безопасности автомобильного транспортаПродолжающаяся четвёртая промышленная революция коренным образом изменит алгоритмы нашей жизни и работы. В некоторых областях инновации уже широко распространены и заметны. В других, более традиционных областях, таких как безопасность на транспорте, прогресс идёт гораздо медленнее. В этой статье мы рассматриваем влияние внедрения новых технологий и автоматизации на безопасность автомобильного транспорта. Помимо повышения уровня безопасного использования автотранспортных средств, человечество также может использовать эти технологии для повышения эффективности и снижения воздействия транспортной системы на окружающую среду. Попробуем в данной статье основное внимание уделить прямой взаимосвязи между внедрением новых технологий / автоматизацией, с одной стороны, и повышением безопасности, измеряемой спасёнными человеческими жизнями, с другой.

В мире, который становится все более взаимосвязанным, ожидания и требования к транспорту растут с каждым годом. Люди более требовательны к обстоятельствам, при которых они готовы пользоваться общественным транспортом. Он перевозит всё больше и больше пассажиров в более отдалённые пункты назначения, одновременно требуя точности и безопасности. Цель почти всех развитых стран сейчас состоит в создании устойчивого транспортного сектора, который продолжит обслуживать потребности экономики и граждан, одновременно преодолевая будущие ограничения: нехватку нефти, растущие заторы и необходимость сократить выбросы загрязняющих веществ от работы двигателей внутреннего сгорания, чтобы улучшить качество воздуха, особенно в больших городах.

Очевидной и неизбежной стратегией становится стимулирование проникновения новых технологий в транспортную отрасль. Но это сложный процесс, и его поддержка не является простой задачей. Современные критики утверждают, что новые онлайновые и связанные с ними системы, создают более высокие риски для обеспечения безопасности. Отчасти это может быть справедливо, но преимущества новых технологий сейчас намного перевешивают потенциальные озвучиваемые риски.

Вот тут-то и вступает в игру вопросы безопасности эксплуатации транспорта. Чтобы снизить количество дорожно-транспортных происшествий, смертей и пожизненных травм, крайне важно внедрять новые технологии и ускорять автоматизацию. Например, Европейскому союзу в целом удалось, благодаря внедрению инноваций, сократить вдвое число смертельных случаев в дорожно-транспортных происшествиях за 20 лет (2000-2020). В некоторых странах, новые технологии помогли снизить смертность на дорогах намного больше, чем усреднённые 50%.

Существует объективная проблема в том, что темпы и масштабы внедрения в транспортном секторе, отстают от других областей человеческой жизни. Но забота о безопасности водителей и пассажиров является прерогативой разработчиков и конструкторов автомобилей. Очевидными примерами являются электронные помощники, которые можно найти во всех современных автомобилях и даже мотоциклах. Множество вспомогательных средств, которые могут удержать автомобиль на дороге в экстренных ситуациях, либо выдерживать безопасное расстояние от впереди идущего автомобиля, вплоть до автономного торможения для защиты пешеходов.

Если сосредоточить внимание на повышении эффективности организации дорожного движения, то хорошим примером является использование сервисов для водителей с данными о возникающих пробках и перекрытии дорог, а также обмен информации через такие приложения с другими водителями. Технология хорошо внедрена в экосистему большинства автомобильных навигаторов. Но представьте себе потенциал, если бы информация о заторах и перекрытиях дорог могла собираться абсолютно со всех транспортных средств, находящихся на дорогах, и передаваться по мере необходимости в единую систему. То же самое относится и к снижению воздействия на окружающую среду. С помощью интеллектуальных датчиков, измеряющих загрязнение атмосферы и последующей автоматизации, можно снизить ограничения скорости на автомагистралях, что, в свою очередь, поможет активно снижать уровень загрязнения воздуха. В то же время сами граждане могут быть проинформированы, посредством оповещения через мобильное приложение, где располагаются зоны с повышенным загрязнением, чтобы избежать их посещение.

Повышение безопасности – это, сам по себе, непрерывный процесс и, как правило, довольно длительный. Требуются годы для внедрения новых технологий и новых мер, а также для получения соответствующих данных об их воздействии. Среди предлагаемых в своё время мер, были такие, как усовершенствованные методы контроля с использованием прогрессивных технологий (например, контроль трезвости/усталости водителя в автомобилях шведских концернов) и внедрение систем активной безопасности для всех новых транспортных средств. Оснащённые инновационными технологиями в области управления дорожным движением и систем предотвращения столкновений такие автомобили имеют перспективу для повышения безопасности дорожного движения на 50%.

Достаточно привести лишь один пример: исследование по эффективности использования системы напоминания о ремнях безопасности в легковых автомобилях и блокировке зажигания в случае нарушения этого условия, показало, что звуковое напоминание о не пристёгнутых ремнях может повысить уровень их использования среди пассажиров передних сидений до 97%. Предполагается, что пристёгивание ремней безопасности снижает смертность на 50% для пассажиров передних сидений. Надо отметить, что половина всех погибших в результате несчастных случаев не были пристёгнуты ремнями безопасности в момент аварии в обычных автомобилях. А в тех авто, где была внедрена блокировка запуска двигателя, смертность не превысила 12%. Это наглядный пример того, как новая технология, в принципе простая, которую достаточно легко внедрить, может значительно повысить безопасность людей.

Несмотря на то, что показатели европейских государств в области безопасности дорожного движения снижаются, в странах с худшими показателями, но они по-прежнему в четыре раза больше (показатель – количество смертей на дорогах), чем в странах с лучшими показателями. Самые безопасные дороги были в 2021 году в Швеции (22 случая смерти на миллион жителей) и Ирландии (29 на миллион), в то время как в России (121 на миллион), в Румынии (96 на миллион), в Болгария (89 на миллион) и Польше (77 на миллион) самые высокие показатели смертности. Средний показатель по ЕС составил 51 случай смерти на миллион жителей.

Лидером ЕС является Швеция, убеждённый сторонник концепции Vision Zero (ноль смертельных исходов к 2050 году). Эта страна реализует множество уникальных мер, и их подход также уникален. Вместо того, чтобы сосредоточиться на предотвращении несчастных случаев в первую очередь, Швеция ставит сознательность граждан на первое место и сосредотачивается на противодействии несчастным случаям, которые могут привести к смертельным исходам или необратимым травмам в первую очередь. Они также фокусируются на трафике как на системе из множества различных элементов и используют целостный системный подход для его улучшения.

По словам главы отдела безопасности дорожного движения Шведской транспортной администрации, новые технологии помогают значительно улучшить эту систему. Автоматизируются не только сами транспортные средства, но и, например, наблюдение за дорожным движением, как и управление им становятся все более автоматизированными. Камеры безопасности дорожного движения (Automatic Road Safety Control) являются примером автоматизированного наблюдения…

Другие системы автоматизации, облегчающие парковку, погрузку и разгрузку, также становятся все более распространёнными. Другим примером может служить устройства гео-ограждений — это виртуальный периметр, который можно использовать, например, для ограничения географически определённой зоны только разрешёнными транспортными средствами. Он также может быть использован для ограничения скорости транспортных средств до максимально допустимой в данном районе. Ещё один интересный пример: наиболее технологичной мерой, позволяющей избежать смерти или тяжёлых травм, ведущих к инвалидности, у велосипедистов, являются шлемы с подушками безопасности, изобретённые и производимые в Швеции.

Основа будущего управления транспортом будет построена на новых технологиях, автоматизации и множестве различных датчиков, производящих данные для принятия решений. Как бы то ни было, мы все ещё стоим перед серьёзной проблемой, с которой нам нужно справиться. Как обрабатывать, анализировать, использовать и хранить данные. Здесь в игру вступает аналитика больших данных и искусственный интеллект. Новые тенденции направлены на анализ необработанных данных, составление выводов в максимально возможной степени. Хранение данных в облачных хранилищах уже стало новым стандартом, а технологии блокчейна используются для обеспечения того, чтобы каждый, кто обращается к облаку, получал последнюю версию файла. Социальные сети и платформы помогают распространить информацию среди нужной аудитории и в нужное время.

Другая проблема заключается во внедрении этих инноваций, особенно в области транспортной безопасности. Как упоминалось ранее, внедрение новых мер обычно занимает много времени. Положительные примеры внедрения могут показать ответственным чиновникам их полезность и ускорить дальнейшее внедрение.