Выбору навигатор посвящена не одна статья, однако рынок навигации растёт, развивается и вопросов становится всё больше. Нередко приходится слышать: «Купил навигатор, он меня завёл под кирпич, я его выкинул и езжу по бумажной карте».
Итак, несколько аксиом:
1. Навигаторы все разные. И отличаются они не только «обвесом» и «тюнингом» вроде камеры заднего вида, блутуза для громкой связи, встроенного регистратора или вшитой игры «косынка». Но прежде всего своим наполнением.
Если перевести современный навигатор в разряд образов, то навигатор — это музыка, где само устройство (коробочка с проводами и платой) — это граммофон, навигационная программа (софт) — пластинка, карты (основные данные, которые можно добавлять-убирать из программы) — это музыкальная дорожка, ноты.
Коробочка (сам PNВ-навигатор) определяет скорость работы вашего устройства, дополнительные опции.
Это мини-компьютер.
Софт — определяет то, как будут обработаны карты, проложены маршруты. Также именно программа навигации гарантирует дополнительные сервисы (самые интересные — это маршрут вокруг пробок, поиск полезных объектов на карте POI, мониторинг автомобиля)
Карты — они и содержат всю информацию о дорогах, домах, поворотах, «кирпичах».
И потому:
2. Карты и программу надо регулярно обновлять. Производители навигацицонных программ постоянно дописывают и дорабатывают свой софт, «прикручивая» новые опции и совершенствуя уже имеющиеся. Они же выкладывают актуальные версии карт на свой сайт. Если вы поймали «кирпич» из-за навигатора — проверьте, возможно, версия программы/карт настолько стара, что когда выпускалась — проезд был разрешен. Проверьте и обновите. (Даже если вы купили навигатор вчера — обновите его программное содержимое, ведь устройство могло несколько месяцев пролежать на складе магазина). За помощью в обновлениях можно обращаться в службу технической поддержки марки навигатора или разработчика навигационной программы. Обновления программы-карт в среднем выходят раз в 3-4 месяца.
Несколько общих советов:
Выбирая навигатор нужно определиться с типом навигационного устройства. Самыми дорогими навигационными устройствами остаются штатные мультимедиа системы. Такой навигатор вы не забудете дома, у них большой 7” экран, они выполняют все мультимедиа функции, но имеют и ряд недостатков – более сложная процедура обновления карт и программы. И совсем немногие из них позволяют выходить в интернет.
Как ни странно, автомобили со встроенной навигацией массово продающиеся в России комплектуются картами Европы и покрытие России минимально. Это решается в сервис-центре заменой программного обеспечения, в некоторых случаях заменой всей системы целиком. Практически для любой модели автомобиля можно подобрать штатную навигационную систему или универсальное 2 DIN устройство, поддерживающие и громкую связь, и управление кнопками с руля и все основные функции мультимедиа. Замена головного устройства потребует немалых денежных средств.
Если у вас уже есть коммуникатор, КПК, телефон или смартфон, можно приобрести или скачать соответствующий навигационный софт и карты. Для телефонов Nokia бесплатно доступны карты Google. Для устройств с ОС Windows Mobile доступно много навигационных решений.
Навигацию для смартфонов предлагают, преимущественно, иностранные производители. Многие телефоны комплектуются подробными картами мира, но вот с детализацией России пока слабовато. А российские производители только начинают осваивать рынок под Android-платформу. Недостаток телефонной навигации, несомненно, в маленьком экране. Зато доступ к GPRS позволяет без проблем и лишних настроек погружаться в интернет, получать данные о пробках, пользоваться GPS-мониторингом, передавать в онлайне свои координаты. На коммуникатор можно поставить сразу несколько программ, чередуя их в зависимости от потребностей (в какой-то программе — пробке, в другой — карта маленького подмосковного города). Однако для постоянного и долгого использования автоводители предпочитают выбирать PND (навигаторы на присоске).
Самым востребованным продуктом являются персональные навигаторы (PND — personal navigation device) с диагональю экрана 3.5”, 4.3”, 5” и 7”.
Выбор самого «железа» в первую очередь сводится к внешнему осмотру. Некачественные модели видно сразу – перепутаны обозначения и пиктограммы к разъемам, сильные зазоры, некачественный пластик. Многие современные навигаторы оснащены функцией Bluetooth, GPRS, могут транслировать сигнал от камеры заднего вида и многое другое. Но выбирать устройство нужно по его основной функции – помощь в ориентации на местности.
Cтоит отметить, что Bluetooth-модуль может служить только для громкой связи по телефону, а может и для передачи данных (Bluetooth DUN), что позволяет принимать пробки и пользоваться другими онлайновыми сервисами. Навигаторы с GPRS, как правило, сразу комплектуются SIM-картой того или иного сотового оператора с недорогим GPRS-трафиком (трафик оплачивается самостоятельно).
Стоит обратить внимание на основные технические характеристики: GPS-приёмник, процессор и память. Современные приёмники — Sirf Atlas III, Atlas IV. Хорошими показателями по процессору считаются те, что от 500 МHz.
Но основное в навигаторе – предустановленная программа и карты. Как правило, программу можно заменить, однако это требует дополнительных вложений и времени. Если вы ставите «ломанный» софт, то автоматически теряете лицензию на тот, что изначально был вшит в навигатор. Так что лучше сразу потратить немного времени и разобраться в текущих предложениях на рынке. Оптимальный вариант – это определиться с навигационной программой и выбрать устройство из тех, которые с ней поставляются.
Сегодня на рынке GPS навигации лидируют такие производители навигационных программ как Автоспутник, City Guide и Навител Навигатор.
Кратко рассмотрим каждого из них.
Автоспутник |
City Guide |
Навител Навигатор |
|
Сайт |
www.autosputnik.com |
www.probki.net |
www.navitel.su |
Карта России | Единая карта России. Есть от Tele Atlas и от Геоцентр-Консалтинг. Обе карты дополнены собственными актуализациями. 1,6 млн. км связанной дорожной сети, более 300 000 POI.* |
Карты от различных поставщиков, разбиты по областям или городам. Могут поставляться отдельно или набором. | Единая карта России (картоснова Роскартогафия). Собственное производство карты. Более 300 000 POI. |
Обновление карт | 3 года обновлений включено в версию под Windows Mobile и в комплекте с некоторыми навигаторами. Для карты Геоцентр-Консалтинг – полгода. Карты СНГ – 1 год. | Карты обновляются регулярно и бесплатно. Многие можно скачать с сайта программы. | Обновления включены только в некоторые комплектации навигаторов. |
Дополнительные карты | Польша, Прибалтика, Украина, Беларусь, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Ожидаются другие страны Европы и СНГ. | Дороги Евразии, Дороги России, области Украины, Казахстана, Эстония. Список областей постоянно пополняется |
Украина, Беларусь. Ожидается карта Казахстана. Есть любительский карты других стран, подходящие по формату. |
Пробки | Есть. Данные от Яндекс.Пробки и пользователей системы. |
Есть. Данные от пользователей системы. |
Есть. Данные от пользователей системы. |
Онлайн сервисы | GPS-мониторинг через www.gpshome.ru, автоматические онлайн обновления карт и объектов POI* | Поиск друзей на карте, сигнал SOS. | SMS-отправка координат другу |
Особенности | Планируется выпуск карт всей Европы. Портал www.online.autosputnik.com для сбор и хранения альбомов путешествий. Единственная навигация, которая использует достоверные пробки от аналитического центра Яндекса. |
Оперативно реагируют на сообщения об ошибках. Ориентированы на онлайн-сервисы. |
3D-объекты некоторых зданий. |
Недостатки | Мультяшный интерфейс. | Нет сквозных маршрутов по России, только внутри областей. | Непростой интерфейс, сложная эргономика, требует времени для привыкания. |
*-POI (Points of interest) – точки интереса: гостиницы, автозаправки, автосервисы, камеры, радары и другие полезные объекты.
Обращаем внимание что пробки и онлайновые сервисы работают на устройствах поддерживающих интернет через GPRS, WiFi, 3G, Bluetooth.
Нельзя не отметить иностранных производителей – известные бренды Garmin, iGo, Tom Tоm. Их общий недостаток – незаинтересованность в российском рынке, что проявляется в нечастых обновлениях и актуализациях карты России, медленном развитии востребованных в России сервисов. Однако для поездок в Европу по прежнему используют именно их. Коротко о каждом:
IGo обладает одним из самых удобных интерфейсов. Есть возможность прокладывать сквозные маршруты из России в любую точку Европы. Большое количество точек интереса (POI). Программа может быть установлена и на коммуникатор, КПК и на навигатор. Нет пробок и онлайновых сервисов.
Garmin – Один из мировых лидеров в области навигации. Garmin производит не только автомобильную навигацию, но и пешеходные навигаторы, эхолоты. Навигация Garmin встречается только на устройствах этой же марки. Т.е. нет никакой возможности поменять программу или установить альтернативную. Для Garmin есть карты практически всего мира. В России Garmin неплохо знает трассы и магистрали, однако детализация городов слабовата, нет нумерации домов. Пробочный сервис только начинает развиваться и работает на некоторых магистралях Москвы.
TomTom поставляется только на устройствах Tom Tom. Программа, как и iGo, базируется на картах мирового лидера Tele Atlas, что дает хорошее покрытие Европы, однако детализация России недостаточна. В России пробки не работают, нет онлайновых сервисов.
В продаже практически не встречаются, но в сети можно встретить такие малоиспользуемые системы как Be-on-road, Destinator, ГИС-Русса, Покет ГИС и другие, некоторые из них доступны в демо-режиме или бесплатно.
Из любопытства стоит обратить внимание на новинку навигационного рынка программу ПРОгород – новинка из российских разработок на основе корейского «движка». Пока представлен всего на 2-х навигаторах. ПРОгород имеет небольшое картографическое покрытие, ориентирован на крупные города. Программа интересна подсказками перед сложными развязками и туннелями. Пробочный сервис отсутствует. На сайте разработчика можно скачать демо-версию.
При покупке навигатора нужно определить какие функции навигатора нужны, а какие заманчивы, но останутся невостребованными. Каждый производитель старается создать модель отличную от других, так на рынке появляются навигаторы с играми, icq, камерой заднего вида, проигрыванием DVD и многое другое. Возможно, это будет полезно.
Аналогично с программным обеспечением. Многие из заявленных функций программы могут оказаться ненужными или чрезмерными. К примеру, стало модно говорить о 3D навигации, хотя на деле такие программы существуют только в Корее. Остальные производители имитируют объем каждый по-своему. Так программа iGO одной из первых предложила рынку самые известные здания (музеи, соборы) в формате 3D, однако 98% их сосредоточены в Европе. И лишь несколько таких объектов нарисованы в странах СНГ. Программа Навител также анонсировала 3D, но пока на карте нашлось 2 или 3 объекта в Москве. Очевидно что данная функция требует немало времени на развитие. Навигация Автоспутник предлагает женскую версию – с пакетом нежных голосовых подсказок и особым дизайном. Леди-программа комплектуется картой с выбором одного региона (области) и без возможности бесплатных обновлений.
Переходим к самому процессу покупки. К сожалению, не все консультанты в магазинах способны уловить суть и донести её до покупателя. Зачастую настоятельно рекомендуют купить устройство потому что оно дешевле или оборудовано хорошим динамиком, не задумываясь если ли в карте нужный покупателю город. Поэтому в обязательном порядке рекомендуется включить навигатор и смотреть детализацию карты в интересующем регионе. Лучший вариант — адрес до дома и корупса, строения. Хорошо, если вы быстро освоите основные функции программы: просмотр карты, поиск объекта, прокладка маршрута. При покупке обращайте внимание на возможность бесплатных обновлений программы и карт.