Предисловие: Я не буду описывать пошаговую инструкцию. Лучше почитайте соответствующие ноты от производителя вашего авто, она грамотней составлена. Все что буде описано, мое отношение к отдельно взятому ремонту у дилера компании Рено.
Введение: Напомню, что было в анамнезе: при покачивании руля и при начале любого руления издавалось постукивание в районе соединения рулевого вала и рулевой рейки. Стучать начало где-то год назад изредка, а тут стучать стало все время. Визуальным осмотром на диагностике у рено-дилера, организатора прошлогодних покатушек, был приговорен нижний кардан рулевого вала, из которого сыпалась ржа, что автоматом выливалось в 1100 зеленых за новый рулевой вал с электроусиителем в сборе (82 00 091 805). Поиски альтернативы не дали положительных для меня результатов, т.к. впресовывание новой крестовины в старый кардан дал бы эффект максимум на 10 тык., т.е. машин нужно было продавать сразу, а в планы это не входило, тем более что за срочную продажу пришлось бы скидывать цену. В общем, оценив попадос, было принято решение относиться к случившемуся по философски и постараться извлечь из этого максимум знания, а также получить отремонтированное авто. Сразу скажу, что к таким знаниям я был не готов.
Часть 1. Поиски
Вал нашелся у Автофрамоса на складе с доставкой до дилера в 3 дня. У экзиста за эти же деньги – неделя. Внеся предоплату 70% я занялся поисками достойного сервиса. Официального, т.к. в этом случае дается гарантия на год (запчасть и ремонт у официала). Стоимость у всех примерно одинакова – в районе 100 тех же зеленых. Пробежав глазами техноту на замену вала, и совершив обзвон трех дилеров настроение у меня упало на ноль, т.к. никто из них не знал что нужно кроме вала (а это новые болты руля и соединения рейки с валом) и, когда я спрашивал у них наличие этих болтов – ни у кого не было набора в наличие (в нелюбимом Скорпом сервисе не было ничего, РТДС – есть болт руля 3 шт., и Автомир – болт рейки с гайкой по 1 шт.), при этом доверительно говорили мне, что может старый подойдет на время, пока они новый закажут. В полном ауте метнулся как при совке по всем лавкам и, убив на это полдня, получил рем набор в виде вала и болтов.
Ремонтироваться решил по следующему принципу: раз везде «превед» буду чинится ближе к ареалу обитания (чтоб ежеЛи че, по гарантии близко ехать) – в АвтоМире-Марьино. Но только не в ту смену, что проводило диагностику (см. Введение), т.к продержав машину целый день (запись на 8.30 утра, а машину оставил еще с вечера) мастер позвонил в 17.00 и стал уверять, что у меня неродная рейка, т.к. в ней тоже стоит усилитель (оказалось, что мастер просто не знает, что в рейке стоит датчик положения рулевого вала). Есть там другая смена, где мастер более смышленый (Сергей, пару раз диагностировался у него). Пообщавшись с ним, и уточнив, что вал они пару раз менял на М2, узнав время работы (часа четыре + сход развал), и предупредив, что все время буду пристально наблюдать за ремонтом, записался на субботу в 15.00, чтоб успеть до закрытия в 21.00.
Часть 2. Суббота
Привез авту загодя, как просили, для мойки. Без всякой мойки ее загнали на подъемник. Сняв переднее левое колесо открутили болт крепления вала с рейкой,
стали разбирать кожухи рулевой колонки. Как знавший ноту уже наизусть, с интересом наблюдал за их мучительными попытками открутить все винты рулевого вала через переднюю панель. Через час решил дать им ноту (была с собой) которая начинается с фразы: «снимите переднюю панель, см. соответствующую ноту». Читать ее собрались мастера даже с соседских подъемников. Сложилось ощущение, что они на часто это видят. Но т.к. в этой ноте не было прописана методика снятия панели, то я вновь увидел работающую соображалку русского человека. Мягко намекнул, что неплохо бы прочитать ноту. На что был получен ответ, что инженера по гарантии нет, а его компьютер никто не может включить. Испугавшись, что отечественная соображалка войдет с творческим мышлением французских инженеров в противофазу, пошел в отдел запчастей, где, попутно научив продавца работать с Диалоджисом (версия 7), распечатал ноту про особенности разборки салона клюшек после 2001года выпуска. Разборка пошла как по маслу. Загвоздка вышла с непосредственным снятием верхней панели. Не хотела сниматься с петель аэрбэга пассажира (при установке сигналки в Мусе кто-то пошутил, загнув металлические петли аэрбэга на подобии жала рыболовного крючка). Вопрос решили откручиванием подушки из под приоткрывшейся панели (парень поцарапался, за что ему спасибо). Также была проблема со съемом подрулевого джойстика управления магнитолой – до того как я принес вторую ноту его уже два раза разобрали, но снять не смогли. Нужно было все-то отщелкнуть один зажим (сверху плоской отверткой со стороны рулевого вала). Нужно отметить бережное отношение ремонтников к деталям и проводам сигналки (хочется верить, что причина не мое присутствие). В итоге, сняв всю панель, получили легкий доступ к заменяемому агрегату. Озадачил налет ржи на поперечине под приборкой.
Порадовал производитель ЭБУ усилителя руля
Но тут настало окончание рабочего дня. Мастер озадачил ремонтников, что они завтра выходят все это собирать (по графику у них был выходной), т.к. только они могут разобраться во всем, что наразбирали. Мне было предложено выспаться и ждать звонка. Щщас, подумал я. И отправился пешком в ночь, в дождь по глухой промзоне, чтобы прибыть к 9.00 назавтра и наблюдать еще внимательней за тем, чтобы все мне собрали как надо.
Часть 3. Воскресень(и)е
К 9.00 уже был поменян вал и началась сборка панели. Карданчик старого выглядел жалко.
Эпилог:
Я ни в чем не обвиняю ремонтников. Наоборот, большое им человеческое спасибо за то, что терпеливо выслушивали мои замечания и следовали им. Но такая система дилерства недорогих марок вводит в шок. Почему ремонтникам и мастерам не дают читать ноты (кстати, по разговорам – они все прошли обучение в автофрамосе на разных моделях). Или они сами не хотят этого? Скажите все знать не возможно, но это ограниченный круг знания по их прямой работе! ИМХО не читать инструкции (по российской нашей традиции) можно только если сам для себя что-то делаешь. Но, как видим, наказывают они не только клиента, но и себя. Или им все равно. Пофигизм на всех уровнях: от рабочих до директоров. Буржуазная революция в Голландии, говоришь? Пожалуй я не соглашусь – это буржуазная революция в России.
Фирме Рено можно было бы в запчасти поставлять лишь телескопический вал с двумя карданами (нижняя часть рулевой колонки) – там есть место раскрепления на верхнем кардане. Замена бы была дешевле. Намного. Учитывая что нижний кардан не прикрыт пыльниками, то думается такая проблема будет у многих. Кстати на М2 этот карданчик говорят находится в салоне. Повезло.
С новым валом машина чувствует себя помолодевшей. Руль налился силой и четкостью реакций.