Пт. Апр 26th, 2024

До недавнего времени существовали 3 основных направления “усовершенствования” автомобиля — доработка интерьера, преображение внешности машины и “глубокий” технический тюнинг. Установку в машину автоакустики тюнингом не называли: проигрыватель и динамики причисляли скорее к штатному, чем к дополнительному оборудованию. Сегодня ситуация в корне изменилась. Инсталляция автоакустики теперь тоже считается тюнингом — как и замена двигателя, причем цена музыкальной системы порой может значительно превышать стоимость самых сложных и экзотических технических доработок.

Всего за несколько лет активного развития российское автомобильное аудио стремительно превратилось из любительского увлечения в профессиональный бизнес. Понятие “качественный автозвук” автомобилисты представляют себе не так, как “домашние”. Большинство автомобильных аудиосистем звучит весьма агрессивно и в первую очередь рассчитано на воспроизведение ритмичной, неакадемической музыки. Это легко объяснить — обстановка на дорогах вряд ли способствует глубокому погружению в лабиринты классических произведений.

Но, так или иначе, те автолюбители, которые проводят за рулем довольно много времени, слушая музыку, как правило, хорошо отличают качественный звук от некачественного. Труднее проанализировать и определить, почему в салоне одной машины музыка звучит живо, динамично и объемно, а в другой — тускло и неинтересно. Два главных, решающих фактора — это правильный выбор компонентов и грамотная установка автоакустики с учетом особенностей автомобиля. Музыкальные системы в автомобиле чаще всего условно делят на 3 класса — бюджетный, средний и так называемый Hi-End. Каждый из них заслуживает отдельного разговора.

Бюджетная автомобильная аккустика

Самой простой автоакустикой сегодня оборудован буквально каждый автомобиль — отсутствие стереоустановки в салоне машины в наши дни можно считать технической недоработкой. Однако, согласно неписанному правилу car audio, просто наличия кое-как подключенных друг к другу и к бортовой электросети машины проигрывателя и пары динамиков для создания полноценной музыкальной системы недостаточно. Для того чтобы получить в салоне машины действительно настроенное звучание, необходимо следовать некоторым принципам.

Один из основных — львиную долю бюджета “съедает” головное устройство. По мнению профессионалов, это логично и, в целом, правильно: если динамики питает встроенный усилитель головного устройства, то качество звучания определяет проигрыватель. Дешевая “голова” не только будет ломаться несколько раз в месяц, но и не сумеет выдать на колонки сигнал необходимых силы и качества. Так что, проигрыватель нужен как минимум среднего качества.

Отечественный рынок предлагает широкий выбор аппаратов самого разного профиля: магнитола, CD- или MD-ресивер, MP3-проигрыватель. Нижняя планка стоимости “голов” находится на уровне 50 долларов. За эти деньги удастся приобрести корейскую или отечественную магнитолу, которая не будет иметь практически никаких встроенных опций, но с воспроизведением записей сумеет справиться вполне достойно. Встроенные в такие аппараты приемники особых нареканий не вызовут и будут уверенно “ловить” указанный в техпаспорте диапазон частот.

Основной источник звука в автомобиле — фронтальные акустические системы: то есть динамики, которые устанавливаются в передней части салона. В самом экономичном варианте роль динамиков успешно играет пара коаксиальных акустических систем (у коаксиалов на одной раме крепятся несколько магнитных головок, в то время как “разнесенная” акустика состоит из нескольких отдельных магнитных головок — каждая на своей раме), расположенных в дверях, откуда они выдают одновременно низкие, средние и высокие частоты.

Тыловая акустика, как следует из названия, размещается в задней части салона. С одной стороны, эти динамики могут создать иллюзию стереозвука, а с другой — значительно повысить уровень максимальной громкости. Поскольку в любом современном головном устройстве встроенный усилитель оборудован четырьмя каналами, то недорогую аудиосистему можно собрать из разнесенных фронтальных динамиков и тыловой коаксиальной акустики. Названные в народе “блинами”, такие тыловые динамики (размером 6х9 дюймов) монтируются в заднюю полку. В симбиозе с правильным “фронтом” они дают весьма неплохое качество звука.

Автомобильная акустика среднего класса

Так называемая “автомобильная акустика среднего класса” — понятие довольно абстрактное. Единой табели о рангах автомобильной музыкальной аппаратуры в природе не существует, поэтому средним классом могут называть как 300-долларовую магнитолу с комплектом дорогих динамиков, так и профессионально инсталлированную систему, состоящую из десятка компонентов. Тем более, что производители или дилеры иногда именуют средним классом любую аппаратуру, которая по своим техническим данным недотягивает до уровня Hi-Fi.

Если переложить рассуждения о границах автомобильной акустики среднего класса на экономическую почву, то многие из установщиков считают нижней планкой аудиосистемы среднего уровня сумму чуть больше 1 тыс. долларов, а верхней — 2,5 тысячи, включая установку и все налоги. В принципе, обе суммы по силам как раз среднему классу: владелец новой “десятки” подкопит немного и соберет 1 тыс. долларов на хороший “звук”, а обладатель 3-летней Audi, прикинув, во сколько ему может обойтись установка профессиональной системы Hi-End, с легкостью выложит уже упомянутые две пятьсот.

В отличие от бюджетной автоакустики, затраты на головное устройство в системе автоакустики среднего класса, каким бы дорогим оно ни было, — это не основная статья расхода. Немало денег уйдет на аппаратуру, усиливающую сигнал: говоря человеческим языком — усилитель. Расчет и установка усилителей — дело чрезвычайно тонкое, поэтому опытные установщики советуют: если вы не очень хорошо знакомы с тонкостями установки автоакустики в автомобиль, лучше обратиться к профессионалам. Самостоятельные эксперименты с усилителем в лучшем случае приводят к потере времени, в худшем — самого усилителя.

С динамиками здесь тоже все гораздо сложнее. В средней системе их больше: идеальным вариантом считаются пара комплектов 3-полосных компонентных динамиков, установленных спереди, и 2 таких же комплектов сзади; плюс дополнительный низкочастотный динамик (сабвуфер) в багажнике. К динамикам в системе среднего класса обязательно прилагаются специальные приборы — кроссоверы. Эти устройства представляют собой электронные или аналоговые (в зависимости от стоимости и продвинутости) частотные фильтры, позволяющие подавать на динамики только необходимые им частоты и “отсекающие” все лишнее.

Средняя система автомобильной акустики также требует специальной подготовки самого автомобиля. В первую очередь, речь идет о полной шумо- и виброизоляции автомобиля. Все, что в машине есть железного, должно быть проклеено специальным материалом. Чаще всего для этого используется виброизоляционный материал Dynamat, который в отдельных случаях наносят в 2 слоя. Виброизоляция необходима для устранения дополнительных призвуков, которые возникают при колебаниях воздуха, создаваемых звуковой волной.

Также тщательно подходят к прокладке силовой проводки. Система среднего класса содержит больше компонентов, чем бюджетная, поэтому ее инсталляция должна выполняться с соблюдением определенных правил. По большей части, это касается аккуратности “разводки” проводов: в ней должен уметь разбираться не только тот, кто устанавливал “музыку” в машину, но и другой специалист, которому, возможно, доведется впоследствии чинить или модернизировать систему.

Автомобильная акустика класса Hi-End

Система самого высокого класса — это уже не просто набор устройств для воспроизведения музыки: в любой инсталляции автоакустики класса Hi-End обязательно присутствует элемент творчества, а иногда — даже уникальная техническая концепция. Если в системе среднего класса основной упор делается на качественное воспроизведение музыки, то в высшем классе инсталляторы больше заботятся о комфорте при восприятии звука. Именно поэтому вместе с установкой высококлассной музыкальной системы инсталляторы зачастую дорабатывают и салон автомобиля, пытаясь добиться максимальной гармонии музыки и окружающей слушателя обстановки.

Какие-то особенные технические узлы в установке дорогой автоакустики не используют. Горшки здесь, как и везде, обжигают вовсе не боги. Набор тот же — проигрыватель, динамики, усилитель, кроссоверы и сабвуфер. Иногда список дополняет сигнальный процессор, но этот аппарат, по большому счету, не что иное, как еще один электронный кроссовер, распределяющий музыкальный сигнал по динамикам.

Отличие систем автоакустики высшего класса — в точной настройке всех компонентов. Системы Hi-Fi конструируются таким образом, чтобы звук, проходя по ней, нигде не искажался. Звуковому сигналу приходится сталкиваться с большим количеством различных процессов, пытающихся нарушить его правильность (то есть чистоту), поэтому передачу звука на акустические системы в том виде, в котором он вышел с предусилителя магнитолы, можно смело назвать техническим искусством. Немногие профессиональные установщики владеют мастерством провести сигнал сквозь любые тернии и доставить его слушателю в первозданном виде, а тех, кто умеет это, называют мастерами и очень ценят.

Окончательная настройка системы Hi-Fi всегда происходит в присутствии заказчика. Восприятие музыки — процесс субъективный, поэтому клиенту предлагают прослушать различные музыкальные фрагменты и, опираясь на его комментарии, делают окончательную филигранную корректировку.

От Redactor

Добавить комментарий