Присоединяйся к группе VK "Пособие автомобилиста"

Поговорим о тормозах

тормозаМечта детства
Эй, «адреналинщики», ау! Еще не пробовали такого развлечения? Очень рекомендую — незабываемые впечатления, причем чем дороже будет ваш автомобиль для этой забавы, чем выше будет скорость. Сейчас, чувствую, многие уже подносят палец к виску. Хочу вас успокоить. Я умышленно сгустил краски с целью растревожить вашу фантазию, чтобы было легче начать разговор о тормозах.


Вечные тормоза? Опасная иллюзия…
Когда тормоза исправны, их просто не замечают. Есть они и есть. Многолетняя практика ремонта автомашин и общение с их владельцами позволяют мне уверенно говорить о наличии среди них значительного количества готовых претендентов на участие в ранее предложенных соревнованиях. Факт: тормоза даже на самых дорогих автомобилях требуют профилактики. Именно профилактики — это всегда дешевле и безопаснее для жизни. Не советую доводить дело до ремонта. Как только вы стали «замечать» тормозную педаль или одна из сигнальных ламп заморгала, — это уже ремонт. Опоздали с профилактикой, затянули с ремонтом — и вы уже из претендента автоматически превращаетесь в участника соревнования «на выживание». С каждым следующим десятком километров, с каждым новым торможением шансов на это самое выживание становится все меньше.

«Косметика» тормозам не поможет!
Существуют десятки неисправностей. У разных типов тормозов многие из них сходны. Чаще других встречающийся дефект, полностью зависящий только от эксплуатации, — задир рабочих поверхностей исполнительных механизмов из-за несвоевременной замены фрикционных накладок (колодок) . Одновременно с задиром происходит местный перегрев барабанов или тормозных дисков с их отжигом и короблением. Сгорают резиновые уплотнители поршней, нарушается герметичность, приводящая к заклиниванию поршней рабочих цилиндров тормозов. Проточка тормозных дисков после задиров чаще является косметической операцией, убирающей поверхностную деформацию, но не устраняющей внутренние напряжения.

Не тяните с заменой!
Минимально допустимая толщина тормозного диска после проточки только способствует ускоренному перегреву диска при экстренных торможениях на высоких скоростях и длинных спусках, что, в свою очередь, снова вызывает коробление диска. Знакомая многим вибрация руля, тормозной педали, а иногда и всего кузова при торможении — это сигнал к немедленной замене тормозных дисков. Затягивание этой процедуры ведет к более серьезным последствиям: разрушаются шаровые опоры, шкворневые узлы, подшипники ступиц, рулевые шарниры и шарниры равных угловых скоростей. Для автолюбителя все это — новые траты.

У водителей, отдающих предпочтение спортивной манере езды, к концу первого круга одометра, а иногда и после 70-80 тыс. км пробега износ тормозных дисков их авто значительно превышает предельно допустимый.

Наши «Кулибины»
При слишком малой толщине тормозного диска после 50% износа тормозных колодок поршни тормозных цилиндров выдвигаются чересчур далеко, что приводит к их перекашиванию, коррозии, заклиниванию. В таких случаях водители обычно жалуются, что машина стала плохо тормозить, стремится вырвать руль из рук при торможении, пропадает «накат» автомобиля, увеличивается расход топлива, тормозная педаль становится «дубовой».

Встречались мне забавные «находки» наших «кулибиных». Чтобы поршни не выпадали, они вставляли по две колодки «бутербродом» вместо одной, чтобы компенсировать потерю толщины тормозного диска. Все это может плохо закончиться. Так, один «сверхэкономный» владелец BMW 318 решил еще немного оттянуть замену передних тормозных дисков, заменив лишь тормозные колодки. А диски были настолько изношены, что после пробега с новыми колодками около 2 тыс. км при экстренном торможении на скорости 80 км/ч одна из тормозных колодок левого переднего колеса, проскочив между тормозным диском и суппортом, просто… улетела. Эффект от «провалившейся» тормозной педали с заторможенным правым колесом был настолько ошарашивающим, что машина, сделав два оборота вокруг своей оси, оказалась в кювете. Глубокий снег чудом сохранил жизнь и машине, и водителю.

«Роса» должна быть сухой
Заражение, потеря или закипание «крови» — такие диагнозы приходится ставить автомобилям, владельцы которых забывают позаботиться о гидравлической части тормозной системы. Инструкции заводов-изготовителей автомобилей предписывают замену тормозной жидкости один раз в год независимо от пробега. Объяснение простое -тормозная жидкость чрезвычайно гигроскопична. Впитывание влаги резко снижает температуру ее кипения — со 180-200 градусов до 130-140. Следствие — «провал» педали тормоза после нескольких торможений подряд на скорости или подклинивание одного из поршней тормозных суппортов или цилиндров. Причина — в образовании пузырьков пара при кипении жидкости от присутствия влаги и резкого уменьшения температуры. Как известно, тормозная жидкость практически несжимаема, а наличие пузырьков пара приводит к провалу педали и «исчезновению тормозов».

Бандаж не спасет
Советуем при проверке тормозов не делать это перед капитальной стеной или перед стоящими людьми. Совет основан на случае из практики. Неопытный водитель решил проверить тормоза УАЗ-469, направив машину в сторону кирпичной стены. Лопнувший тормозной шланг «позволил» проверить ее прочность: стена-то выдержала, а вот сам «уазик» и лоб водителя оказались куда слабее…

Кстати, тормозные шланги постепенно выходят из строя не только от старости, но и от механических повреждений, которые можно обнаружить только при визуальном осмотре. Поврежденный шланг немедленно заменяйте новым, ведь давление в нем превышает 16 кг на 1 кв. см. Именно поэтому бандаж из изоляции, мягко говоря, неуместен. В случае если повреждено одно из резьбовых соединений, узел или тормозную трубку также необходимо заменить (герметики и герметизирующие ленты применять запрещено). Попутно напомним, что при замене главного тормозного цилиндра прокачивать всю систему необязательно, достаточно прокачать только этот узел. То же относится и к замене любого из рабочих тормозных цилиндров или суппортов. Не экономьте «на спичках»: старую тормозную жидкость при прокачивании собирайте только для утилизации. Ни в коем случае не используйте ее повторно. Для полной замены тормозной жидкости советуем сначала с помощью любого шприца или клизмы отсосать старую из бачка главного тормозного цилиндра, а затем залить новую и начать прокачку. При этом помните простой закон физики — воздух в жидкости стремится вверх.

Тормозя — тормози!
По международным требованиям безопасности автомобиля тормозная система должна иметь три независимых контура. Схема компоновки контуров на различных автомобилях неодинакова, но при выходе из строя одного или двух контуров обязательно должен срабатывать третий. Если с первого нажатия тормозная педаль провалилась, пробуйте тут же нажать еще. При втором нажатии вы можете получить до 50% тормозного усилия и столько же процентов эффективности торможения. Последний шанс — ручной тормоз. Кстати, существует некоторое заблуждение о возможностях ABS (антиблокировочной системы тормозов). Ни в коем случае нельзя переоценивать ее эффективность. Да, главная задача ABS — обеспечить прямолинейность движения автомобиля во время торможения при различии коэффициентов трения под колесами: даже если одно колесо попало на лед, остальные не должны заблокироваться во избежание заноса, но тормозной путь, естественно, возрастает.

Опытный водитель, попеременно нажимая и отпуская тормозную педаль, тоже не дает колесам заблокироваться на льду (имитирует работу ABS). Так можно обеспечить длину тормозного пути, сопоставимую с длиной тормозного пути автомобиля, оснащенного ABS.

Помните: в аварийной ситуации для остановки (торможения) необходимо использовать любую возможность: бордюры, парапеты, кучи песка, щебня, ландшафт местности, конечно. Одним словом, тормозя — тормози!!!


Пожалуйста, оцените эту страницу


.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

MAXCACHE: 0.48MB/0.00765 sec